Космизм Поля Клоделя и "эготизм" Мориса Барреса

В статье анализируется поэтика П. Клоделя и М. Барреса, сформированная в переходную эпоху и представляющая различные варианты порогового, трансгрессивного сознания. Создатель нового художественного языка, Клодель, взорвал каноны французской поэзии и драмы. Его называли «космическим» поэтом, передающим единство Вселенной и вибрацию космоса при помощи версета. Однако художественные открытия Клоделя, опередившие свое время, не вписывались в историко-культурный контекст belle époque. В отличие от Клоделя, Баррес после публикации своей первой трилогии «Культ “Я”», стал «властителем дум» своего поколения. Современники увидели в произведении Барреса захватывающую историю, воспроизводящую «драму европейского сознания». Заглавие демонстративно отсылало к романтической традиции. Пародируя романтический дискурс, Баррес разрушает пафос романтической и декадентской исключительности, осуществляя разрушение и завершение романтизма. Сопоставительный анализ поэтики М. Барреса и П. Клоделя позволяет выявить глубокие расхождения в их творческом методе.

Paul Claudel’s Cosmism and Maurice Barres’s Egotism

Журнал
Издательство
RUSSIAN ACAD SCIENCES, GORKY INST WORLD LITERATURE
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
144-161
Статус
Опубликовано
Том
4
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
синкретизм; ритмическая проза; художественное познание; позитивизм; невыразимое; мистицизм; почва; культ предков; национализм; вибрация
Цитировать
Поделиться

Другие записи