РЕЧЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ КОГНИТИВНОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Введение: в статье рассмотрены актуальные для современной науки и практики проблемы психологических особенностей личности на этапе поздней взрослости и возможности использования речи как основы для изучения особенностей когнитивного функционирования личности. Проблема взаимосвязи речи и мышления является традиционной для психологической науки, однако основная часть исследований носит теоретический характер. Данное исследование является эмпирическим. Материалы и методы: для изучения особенностей речи и ее взаимосвязи с различными формами мышления (дивергентного, конвергентного, понятийного), а также его гибкости использовалась обширная батарея методик. Для изучения дивергентного мышления использовался тест Дж. Гилфорда, методика Б.В. Зейгарник «Соотношение пословиц» использовалась для изучения понятийного мышления, для диагностики конвергентного мышления использовался культурно-свободный тест Р. Кеттелла (CFIT) и тест Дж. Струпа для диагностики гибкости-ригидности познавательного контроля. Для изучения характеристик речи использовались прямой и цепной ассоциативные тесты. Всего в исследовании приняло участие 84 респондента в возрасте от 25 до 84 лет. Для изучения динамики изучаемых переменных респонденты были разделены на четыре возрастные группы (средний возраст 28,6 лет, 52,4 года, 64,9 года и 75,8 лет). Результаты исследования: сравнительный анализ переменных показал, что статистически значимые изменения наблюдаются только в доле парадигматических речевых реакций. Для изучения взаимосвязи между различными формами мышления были использованы факторный и регрессионный анализы. Их результаты показали, что в характеристиках речи, отражающих ее структуру, проявляются особенности конвергентного мышления, которое направлено на поиск одного единственного решения и основано на стратегии использования уже имеющихся алгоритмов решения задач определенного типа. Обсуждение и заключения: динамические характеристики речи связаны с гибкостью мышления, со способностью личности быстро переключаться с одной задачи на другую. Однако данные динамические характеристики не изменяются с возрастом респондентов, и их использование для диагностики особенностей мышления личности на этапе поздней взрослости вызывает сомнение.

LANGUAGE AS A REFLECTION OF PERSON'S COGNITIVE STATUS IN LATE ADULTHOOD

Introduction: topical for present-day psychology problem of psychological peculiarities of persons at the age of late adulthood is considered in the article. Possibility to use language and speech as a basis for cognitive functioning study is considered as well. Thought-language problem is traditional for psychology but the main scope is of theoretical character. The proposed study is an empiric one. Materials and methods: a number of procedures have been used to reveal interrelations between language and different types of thinking (divergent, convergent and conceptual). J. Guilford's test was used for divergent thinking, R. Kettell's Culture-Fair Intelligence Test, CFIT was used for convergent thinking and B.V. Zejgarnik's test for conceptual one. Stroop's test was used for cognitive flexibility measurement. Direct association test and Chain association test were used for language study. 84 respondents aged 25-84 participated in the study. By means of cluster analysis they were divided into four groups with average of 28,6, 52,4, 64,9 and 75,8 years. Results: comparative analysis reveals statistically significant differences only for paradigmatic reactions. Factor and regression analyses were used for analysis of interrelations between language and different types of thinking. The results showed that only characteristics of convergent thinking correlate with language indices that characterized its complexity. Discussion and Conclusions: dynamic characteristics of language correlate with person's cognitive flexibility. But these dynamic characteristics do not change with person's age and their use for thinking diagnostic in late adulthood is disputable.

Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
9
Статус
Опубликовано
Том
7
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
речь; мышление; поздняя взрослость; формы мышления; грамматические реакции; логические реакции; парадигматические реакции; центральные реакции
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
27.02.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/61797/
Поделиться

Другие записи

Вагнер М.Л., Овезова У.А., Гордиенко Т.П.
Проблемы современного педагогического образования. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». 2019. С. 91-95
Гизингер О.А., Щетинин С.А.
Педиатрический вестник Южного Урала. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Челябинская областная детская клиническая больница. 2019. С. 25-31