Конкурентные преимущества производителей рыбной продукции как фактор, определяющий конкурентоспособность страны на мировом рынке рыбы: международный опыт

Рост популярности рыбы как пищевого продукта, расширение потребительского спроса заставляет искать пути повышения качества и разнообразия рыбной продукции. Многие развитые страны нацеливают свои разработки в этой сфере на совершенствование обработки рыбы и расширение ассортимента продуктов из нее. Более того, наблюдается в последние годы развитие рынка субпродуктов, которые получают из отходов переработки рыбы (мука, рыбий жир, корм и др.). Переработка рыбы становится все более интенсивной и сконцентрированной. А международные каналы ее сбыта нацелены на крупные торговые ритейлеры. Важное место в рыбном секторе в настоящее время отводится цифровым услугам как полезным и важным инструментам, расширяющим возможности предпринимательства в области продовольствия и повышения продуктивности его производства. Согласно точке зрения экспертов ФАО, внедрение таких технологий повышает не только устойчивость развития этого сектора и эффективность использования ресурсов, но и открывает новые возможности для достойной занятости, включая женщин и молодежь. С усилением внимания мирового сообщества к решению глобальных проблем, в частности, сохранения продовольственных ресурсов для будущих поколений, конкурентным преимуществом страны на мировом рынке рыбы, помимо использования новейших технологий, становится возможность наращивать потенциал в рыбной отрасли согласно критериям устойчивого развития. Таким образом, обладание современными технологиями промысла, переработки, хранения, доставки рыбы до конкретного потребителя, а также возможность обеспечения защиты, сохранения и качества рыбных ресурсов - становятся основными конкурентными преимуществами на мировом рынке рыбы. В статье анализируется опыт стран и компаний, успешно реализующих эти преимущества как на национальном, региональном, так и на глобальном уровне. Эти вопросы прямо затрагивают интересы России, связанные с развитием отечественной рыбной отрасли, с возможностью ее качественного улучшения. В настоящее время Россия входит в пятерку крупнейших рыболовных держав по объемам ежегодного вылова и десятку крупнейших экспортеров этого товара. При этом доля России в объеме выручки мирового рыбного бизнеса составляет менее 1%.

Competitive Advantages of Fish Producers as a Factor Determining the country's Competitiveness in the World Fish Market: International Experience

The growing popularity of fish as a food product, the expansion of consumer demand makes us look for ways to improve the quality and diversity of fish products. Many developed countries are focusing their developments in this area on improving the processing of fish and expanding the range of products from it. Moreover, there has been in recent years the development of the market of by-products that are derived from waste fish processing (flour, fish oil, feed, etc.). Fish processing is becoming more intense and concentrated. And international sales channels are aimed at large retailers. An important place in the fishing sector is currently allocated to digital services as useful and important tools that extend the capabilities of entrepreneurship in the field of food and productivity of its production. According to FAO experts, the introduction of such technologies not only enhances the sustainability of the sector and the efficient use of resources, but also opens up new opportunities for decent employment, including for women and youth. With the increasing attention of the world community to solving global problems, in particular the preservation of food resources for future generations, the competitive advantage of the country in the world fish market in addition to the use of new technologies, it becomes possible to build capacity in the fishing industry according to the criteria of sustainable development. Thus, the possession of modern technologies of fishing, processing, storage, delivery of fish to a specific consumer, as well as the ability to ensure the protection, conservation and quality of fish resources - are the main competitive advantages in the world fish market. The article analyzes the experience of countries and companies that successfully implement these advantages at the national, regional and global levels. These issues directly affect the interests of Russia related to the development of the domestic fishing industry, with the possibility of its qualitative improvement. Currently, Russia is one of the five largest fishing Nations in terms of annual catch and ten largest exporters of this product. At the same time, Russia's share in the revenue of the world fish business is less than 1%.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экономическое образование"
Номер выпуска
3-4
Язык
Русский
Страницы
218-229
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
рыба; мировой рынок рыбы; конкурентные преимущества; экспортеры рыбы; международный опыт; fish; world fish market; competitive advantages; fish exporters; international experience
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/60857/
Поделиться

Другие записи