ЮЖНЫЙ КАВКАЗ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Исторически Китай был связан с Южным Кавказом через Великий шелковый путь, который способствовал развитию торгово-экономических и культурных связей. Однако на протяжении столетий Китай практически не присутствовал в этом регионе. С изменением геополитической ситуации - распадом СССР и образованием новых независимых государств на Южном Кавказе - Китай вновь обратил внимание на этот регион. Тем более что благодаря своему географическому положению и значительным запасам углеводородов на месторождениях Каспийского моря Южный Кавказ занял особое место в приоритетах Пекина, направляющего значительные усилия на укрепление своих позиций в регионе и реализацию широкомасштабных проектов. При реализации политики на Южном Кавказе Китай должен учитывать интересы государств, которые традиционно пользовались там значительным влиянием (Россия, Турция, Иран). Помимо этого, в политической и экономической трансформации региона в последние десятилетия принимают участие внерегиональные акторы - США и ЕС. В 1990-х годах Южный Кавказ не представлял для КНР интереса с геополитической точки зрения. Основное внимание китайской стороны было направлено на расширение экономического присутствия в странах региона. По мере усиления своих позиций в Центральной Азии Китай стал уделять большее внимание Южному Кавказу. В последнее десятилетие его интересы на Южном Кавказе определяются внешнеполитическими целями, которые связаны с распространением влияния на все страны постсоветского пространства. Повышенный интерес Пекина вызывают энергетические ресурсы стран региона, а также их транспортно-коммуникационные возможности. Свои устремления Пекин подкрепляет инфраструктурными проектами, а предложенные инфраструктурные проекты - финансовыми ресурсами. Наиболее масштабным из них стал проект «Один пояс - один путь» (ОПОП), с реализацией которого китайская сторона рассчитывает прочно утвердиться на постсоветском пространстве, в том числе и на Южном Кавказе. Данная политика позволила китайской стороне в сжатые сроки стать одним из основных торгово-экономических и инвестиционных партнеров стран региона. В свою очередь, эти страны в развитии отношений с КНР видят прежде всего экономические выгоды. С помощью китайских инвестиций они реализуют различные проекты, что положительно сказывается на социально-экономической ситуации, позволяет диверсифицировать торгово-экономические отношения. На примере Южного Кавказа четко просматривается стремление Китая использовать инструментарий так называемой «мягкой силы». Образовательные и культурные проекты, реализуемые Китаем, дополняют геополитические устремления и экономические интересы, которые должны обеспечить дальнейшее расширение присутствия КНР в регионе.

Авторы
ЖИЛЬЦОВ Сергей 1 , АЛЕКСАНЯН Лариса1 , ГАВРИЛОВА Светлана1 , МАРКОВА Елена 2
Издательство
CA&CC Press AB
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
7-25
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2019
Организации
  • 1 Дипломатическая академия
  • 2 Университет дружбы народов
Ключевые слова
китай; южный Кавказ; азербайджан; армения; грузия; один пояс; один путь
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/60555/
Поделиться

Другие записи