Повышение эффективности речевого интерфейса с применением когнитивных и лингвистических знаний

В современном информационном обществе ежедневно накапливается огромный объем речевых данных, и автоматизация их обработки может обеспечить принципиально новые возможности для анализа систем автоматизации принятия управленческих решений, поэтому разработка методов и средств автоматизации систем распознавания и анализа речевой информации имеет важное научное и государственное значение. Статья посвящена исследованию проблематики речевых интерфейсов: предложены методы решения возникающих проблем при проектировании человеко-машинного интерфейса с применением речевых технологий, сформулированы правила создания эффективных интерфейсов, основанные на проведенных исследованиях и опыте реализации речевых приложений. Анализируются когнитивные особенности и роль лингвистических знаний в создании речевых диалоговых систем. С точки зрения взаимодействия человека и информационной среды наиболее естественным является речевой интерфейс. Следует отметить, что сегодня при проектировании речевого интерфейса недостаточно применяются результаты как прикладных, так и теоретических исследований в данной области. Подобные исследования являются весьма актуальными, поскольку приложения с речевыми интерфейсами получают все большее прикладное распространение в различных сферах информационных технологий, и разработчики прикладных приложений нуждаются в практических рекомендациях для повышения, эффективности надежности и устойчивости систем с распознаванием речи.

Improving the efficiency of speech interface with the use of cognitive and linguistic knowledge

In the modern information society a huge amount of voice data is accumulated daily, and the automation of processing can provide fundamentally new opportunities for the analysis of management decision-making automation systems, therefore the development of methods and means of automating speech information recognition and analysis systems is of great scientific and state significance. Information technology plays an enormous role in modern society. Specifically, the most natural form of communication between a man and an information environment is a speech interface. Unfortunately, not all of the results of novell theoretical and applied research are up taken to design speech interfaces. This happens because there are no easily identifiable criterias, the solutions have strong context dependence, the problems itself are hard to formalize, the problems are very labor-intensive. At the same time, this research is of high demand since speech interfaces become increasingly widespread and the developers need practical guides. In this paper we investigate the problems of speech interfaces. Specifically, we demonstrate new methods to solve some problems that arise while designing man-machine speech technology-based interfaces. Finally, we formulate the rules, that are based on our research and experience in building speech-based applications, to design effective interfaces.

Авторы
Фархадов М.П.1 , Петухова Н.В.1 , Васьковский С.В.1 , Фархадова М.Э. 2
Издательство
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова Российской академии наук
Язык
Русский
Страницы
90-112
Статус
Опубликовано
Том
81
Год
2019
Организации
  • 1 Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
речевой интерфейс; дизайн интерфейса; когнитивная нагрузка; управление диалогом; лингвистический процессор; speech interface; interface design; cognitive load; dialogue control; linguistic processor
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/60278/
Поделиться

Другие записи