ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СЧАСТЬЯ

В последние годы вопрос о том, что такое счастье, причем в прикладном смысле его обретения, стал феноменально популярен. Начало данной тенденции было положено значительно раньше - можно сослаться на 1970-е гг., когда были проведены первые эмпирические исследования, призванные показать, насколько ощущение и самооценка человеком себя как счастливого/несчастного связаны с поиском удовольствий (с гедонизмом как образом жизни)1. За прошедшие десятилетия счастье стало полноправным объектом концептуальных и методических изысканий практически всех дисциплин социально-гуманитарного и даже естественнонаучного знания, оценка возможностей его определения и обретения вышла далеко за пределы художественной литературы, для которой поиски человеком своего места в жизни и счастья всегда были важнейшим основанием самопозиционирования. Врезультате сегодня каждое дисциплинарное направление должно хотя бы пунктирно и с заходом на сопредельные научные территории обозначить контуры собственного предметного поля в исследовании счастья. Цель статьи- систематизировать методические подходы к социологическому анализу счастья, обозначив их познавательные возможности и ограничения. Авторы показывают, что в распоряжении социологов находится огромный массив литературы, предлагающий множество концептуальных и операциональных дефиниций счастья, а также методических решений для оценки уровня счастья и факторов, его детерминирующих. Представленный в статье обзор не претендует на полноту и законченность, а лишь систематизирует накопленные на сегодняшний момент разработки и указывает два многообещающих условных направления дальнейших социологических поисков - “объективистский” эконометрический подход (индексы счастья на основе социально-экономических показателей) и “субъективистский” социально-психологический подход (самооценки в терминах счастья, выявляемые в ходе опросов общественного мнения).

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE KEY METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF HAPPINESS

In recent years, the issue of happiness, including the practical searches for it, has become phenomenally popular. However, this trend was set many decades ago, already in the 1970s, when the frst empirical studies were conducted to reveal that the personal feeling and self-identifcation as happy/unhappy are related to the pursuit of pleasure (i.e. to hedonism as a lifestyle). Over the past decades, happiness has become a legitimate object of conceptual and methodological research within almost all humanities, social and even natural sciences due to the fact that searches for the defnition and acquisition of happiness went far beyond the limits of fction that has always been involved in providing people with answers to questions on what happiness is and how to fnd one’s place in life. As a result, today every scientifc discipline should outline the contours of its own interpretation of happiness albeit not a single one, not an unambiguous one and not without intersections with other disciplines’ approaches. Te article aims at systematizing methodological approaches to the sociological analysis of happiness and identifcation of their possibilities and limitations. Te authors show that sociologists can use a huge variety of works with diferent conceptual and operational defnitions of happiness, and many methods to assess the level of happiness and the factors determining it. Te presented review is not complete or fnal, it only systematizes the developments in the study of happiness and identifes two promising directions for further sociological searches - the “objectivist” econometric approach (happiness indexes based on social-economic indicators) and the “subjectivist” social-psychological approach (self-assessments of happiness in public opinion polls). image/svg+xml

Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
7-35
Статус
Опубликовано
Том
25
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
счастье; измерение; социально-экономические показатели; индексы; опросы общественного мнения; самооценки; социально-психологический подход; happiness; measurement; socio-economic indicators; indexes; PUBLIC opinion polls; self-assessments; social-psychological approach
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/59744/
Поделиться

Другие записи

Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н.
Вестник Московского университета. Серия 11: Право. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова". 2019. С. 68-85