КОНЦЕПТ “ДУША” В КАЛМЫЦКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Можно привести многочисленный список статей, диссертаций, посвященных изучению различных концептов, в том числе и концепта «душа», в русском, английском и других языках. За последние десятилетия появилось множество исследований концептов калмыцкой лингвокультуры. Калмыцкий язык один из национальных языков Российской Федерации. К примеру, есть исследования таких концептов, как “счастье”, “судьба”, “кочевники”, “кочевье”, “скромность”, “сострадание”, “время” и др. Однако концепт “душа”, тщательно изученный в русской и других лингвокультурах, не получил должного внимания исследователей калмыцких концептов. Между тем он, несомненно, может быть отнесен к базовым концептам калмыцкой лингвокультуры. Кроме того, тот факт, что калмыцкий язык был внесен в список исчезающих языков, придает важность и актуальность изучению всех аспектов данного языка, включая и концепты. Эта статья - попытка внести лепту в дело сохранения этого красивого, богатого и древнего языка. В настоящей статье рассматриваются способы репрезентации концепта “душа” в калмыцкой лингвокультуре. Лингвистическим материалом послужили поэтические произведения современного поэта Бадмы Иджиляновича Васькаева, яркого представителя калмыцкой литературы и всего народа. Произведения поэта передают не только красоту и богатство калмыцкого языка, но характер и менталитет народа. Бадма Васькаев был тонким знатоком родного языка. Образованным и начитанным человеком, с глубоким знанием калмыцкой, русской, мировой культуры и литературы. Он высоко ценил древний богатырский эпос “Джангар”, жемчужину калмыцкой культуры и языка. В своем творчестве поэт часто обращается к этому произведению. Корифей калмыцкой литературы Д.Н. Кугультинов был его кумиром и учителем. Это определяет силу и глубину поэтического дара Бадмы Васькаева. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных когнитологов и лингвокультурологов, таких как В.И. Карасик, И.А. Стернин, С.Г. Воркачев, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. В данном исследовании концепт понимается как условная ментальная единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры. Для моделирования концепта применяется традиционная единица когнитивистики - фрейм. В.И. Карасик, описывая базовые характеристики концепта, говорит о существовании индивидуальных концептов, наряду с групповыми, этнокультурными и общечеловеческими. Это положение определило выбор материала исследования и его направление. В настоящем исследовании рассматривается концепт «душа» в творчестве современного калмыцкого поэта Бадмы Васькаева. Для достижения поставленной цели проведен анализ примеров, собранных из стихотворений поэта методом сплошной выборки. Использование лексикосемантического, компонентного, контекстуального анализа отобранного материала с их переводом на русский, или подбором эквивалентов к ним, позволяют выявить способы объективации концепта в данных произведениях. Исследование выявило особенности репрезентации концепта “душа” в индивидуальной картине мира поэта. Так, лексемы “ седкл”, “өрч”, “чееҗ” овеществляют концепт «душа» посредством определенных фреймов. Анализ лексического материала приводит к выводу, что исследуемый концепт моделируется посредством таких фреймов, как: “живое существо”, “предмет - пуля, стрела, попадающая в цель”, “нравственный критерий”, “музыкальный инструмент”, “вещество способное кипеть”, “жилище”, “вместилище”, “емкость”, “море”. Семантический, контекстуальный анализы показывают что, во-первых, в некоторых случаях лексические единицы, объективирующие концепт, приобретают значение исследуемого концепта только в определенном контексте. Чаще всего это лексемы “өрч” и “чееҗ”. Во-вторых, есть случаи, когда одно слово реализует два значения: литеральное, например: “грудина” и имплицитно, метафорическое значение “душа”. В-третьих, в некоторых примерах два слова, репрезентирующих концепт, могут использоваться одновременно, дополняя и подчеркивая, деннотативное и коннотационные значения друг друга. В таких случаях

WAYS OF REPRESENTATION OF THE CONCEPT "SOUL" IN KALMYK LANGUAGE

One can name numerous articles, dissertations studying different concepts including the concept “soul” in Russian, English and other languages. Over last decades lots of articles and papers have turned up studying concepts of Kalmyk language, the language spoken in one of the regions of Russian Federation. Among them concepts “happiness”, “destiny”, “nomads”, “compassion”, “time”, “modesty” just to name. As for the concept “soul”, which is thoroughly examined in Russian and other languages, it hasn't attracted due attention of linguists studying concepts in Kalmyk language. Though, it is the one that undoubtedly can be referred to basic concepts of Kalmyk culture. Besides, an alarming fact that Kalmyk language is included in the number of endangered languages makes it utterly important to study the language. Thus this article is a way to contribute our bit to preserve this beautiful and ancient language. The article studies the ways to represent the concept “soul” in Kalmyk language speaking community. The linguistic material to be studied is taken from verses by modern poet Badma Vaskaev as the outstanding representative of Kalmyk speaking community. The poetry by this author reflects the beauty, linguistic wealth and diversity of Kalmyk language as well as the essence of Kalmyk way of thinking and world outlook. Badma Vaskaev was a connoisseur of Kalmyk language and Kalmyk, Russian and world literature. He highly appreciated the treasure of Kalmyk culture the legendary heroic epos “Jangar” and poetry by famous poet D.N. Kugultinov. These facts define the depth and creative power of the poetry by B. Vaskaev. The ideas of this article are based on theories of concept worked out by prominent Russian linguists V.I. Karasic, I.A. Sternin, S.G. Vorkachev, E.M. Vereschagin, V.G. Kostomarov and others. The concept in the article is understood as conventional mental unit designed for comprehensive study of a language, mentality and culture as it is defined by V.I. Karasic. The idea of a frame, which is traditionally used in cognitive study as a tool to describe metaphors, is employed here to fully depict the ways of forming the concept “soul”. Semantic, component and context analysis uncovered ways representing the concept under consideration. The idea of individual concepts existing along with those belonging to some groups, nations, and the whole humanity mentioned in the article by V.I. Karasic and G.G. Slyshkin prompted the choice of the linguistic material for the article. The semantic analysis of the verses resulted in working out several frames that shape the concept “soul” in the poetry under consideration. Metaphoric use of words that do not have literal meaning “soul” enlarges the ways to convey the idea of the concept. Having studied the linguistic material it can be concluded that in Kalmyk language the notion of soul can be expressed with the help of several words such as: седкл sedkl, чееҗ chedge, сүмсн sumsn, өрч oerch. In the studied verses the word өрч oerch bears the notion of the concept “soul” while in the dictionary this meaning is not reflected. Besides in spoken Kalmyk language this word is not used in the meaning of soul. Analysis has showed that: firstly, sometimes words representing the concept acquire their meanings only due to the context. Secondly, there are cases when one and the same word bears two meanings in one sentence, literal and metaphoric. And finally, often two words manifesting the concept can be found in one line, facilitating or even contrasting lexical meanings of one another. It is necessary to mention that the word седкл sedkl is a core word which is mainly used to represent “soul” both as a national concept and an individual one.

Авторы
Издательство
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Язык
Русский
Страницы
383-399
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
frame; individual concepts; concept "soul"; концепт "душа"; фрейм; индивидуальный концепт
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/58358/
Поделиться

Другие записи

Дубровский И.Р., Понька Т.И.
Диалог цивилизаций: Восток-Запад : материалы XIХ научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Москва, 30 января 2019 г.. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 382-398