«Естественный уровень образования» как фактор стабильности политического режима. Часть II

В статье представлена гипотеза о растущем влиянии системы третичного образования на стабильность политического режима в ряде современных стран. Для раскрытия механизма этого влияния автором предложено понятие «естественный уровень образования», отражающее оптимальный с точки зрения избегания социальных потрясений баланс отношений между рынком труда и системой образования. Автор полагает, что стабилизирующая функция системы третичного образования обусловлена ее ролью специфического регулятора рынка труда и способностью включать в себя миллионы молодых мужчин, предоставляя им занятие на длительный срок. Под воздействием политики государства эта стабилизирующая функция может быть гипертрофирована и даже достигать экстремума - т.е. становиться контрпродуктивной. Статья имеет междисциплинарный характер, находясь на стыке политологии и экономики. Автор использует ряд методологических положений теории человеческого капитала и вводит понятия «образовательная пирамида», «образовательные пузыри», «образовательные ножницы» и др. Вторая часть статьи содержит в себе case study, где в качестве примеров рассматриваются события в США 1940-х - 1960-х гг., а также ситуация в Тунисе и Египте до «жасминовой» и «твиттерной» революций 2011 г. Основное внимание автор уделяет во многом уникальному положению системы третичного образования России с начала 1990-х гг. до настоящего времени.

The Natural Rate of Education as the Factor of Stability of Political Regimes. Part II

The given article contains hypothesis about the increasing level of influence of the system of tertiary education on stability of political regimes in many modern countries. In order to reveal the mechanism of such influence the author proposes the concept the natural rate of education which reflects optimal balance between labor market and educational system from the perspective of avoidance and tackling of social protests and instability. The author supposes that the stabilizing function of the system of tertiary education is caused by its role of the specific regulator of labor market and its capability to involve millions of young males, providing them long-term occupation. Under the state policy this stabilizing function may be enormously exaggerated and even reach the point of extremum and become counterproductive. The article contains interdisciplinary approach, being on junction of political science and economics. The author uses selected methodological foundations of the theory of human capital and introduces the following notions: educational pyramid, educational bubble, educational scissors and others. The second part of the article contains a case study. The cases included are the postWW2 United States, Egypt and Tunisia before the Arab spring and modern Russia. The author stresses that Russian tertiary education system plays a unique and significant political role.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
35-56
Статус
Опубликовано
Год
2012
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
политическая стабильность; третичное образование; политический режим; протестные движения; political stability; tertiary education; political regime; protest movements
Дата создания
29.01.2020
Дата изменения
29.01.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/56077/
Поделиться

Другие записи

Иванова Е.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2012. С. 28-34
Ярославцева А.О.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2012. С. 57-66