Образование в цифровом обществе: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности пространственного размещения образовательных и научных организаций на территории России как важная составляющая цифрового общества. На обширном социологическом и статистическом материале обосновывается необходимость пересмотра существующего подхода к организационному построению системы высшего образования с учетом проектов «5-100» и создания опорных и федеральных вузов, направленных на укрепление системы высшего профессионального образования в регионах. Авторы анализируют существующие программы, в частности национальные проекты «Образование» и «Наука», с точки зрения новых подходов к их территориальной организации. Цель статьи - анализ региональной доступности основных уровней образования. В качестве ее индикатора рассматривается охват потребителей образовательными услугами того или иного уровня. Статья базируется на гипотезе, что повышение пространственной доступности основных уровней образования вносит важный вклад в повышение устойчивости и ускорение общественного развития. Авторы отмечают, что все принятые программы и относительно новые структурные элементы высшего образования предполагают усиление финансирования и выделение значительных бюджетных средств. С учетом объемов этого финансирования разрыв региональных систем увеличивается и включение новых участников (вузов) в круг наиболее сильных учебных заведений становится все более проблематичным. Между тем именно система высшего образования и связанных с ней научных организаций выступает сегодня одним из основных драйверов развития региона, определяет его кадровый потенциал и место в экономике страны.

Education in digital society: A regional aspect

The article considers the features of the spatial distribution of educational and scientific organizations in Russia as an important component of digital society. Based on the extensive sociological and statistical data, the article explains the need to revise the existing approach to the organizational structure of the higher education system taking into account the "5-100" projects and the creation of supporting and federal universities aimed at strengthening the system of higher professional education in the regions. The authors analyze national programs, in particular the national projects "Education" and "Science", in terms of the new approaches to their territorial organization. The article aims at analyzing the regional accessibility of the main levels of education, and defines as its indicator the educational services of all levels provided in the region. The article is based on the hypothesis that an increase in the spatial accessibility of basic levels of education makes an important contribution to sustainability and accelerates social development. The authors note that all adopted programs and relatively new structural elements of higher education imply an increase in budgetary funding. Given the size of this funding, the gap between regional systems grows and the inclusion of new participants (universities) in the circle of the strongest educational institutions becomes more problematic. Meanwhile, it is the system of higher education and related scientific organizations that is one of the main drivers of the regional development, which determines its human potential and place in the country's economy.

Авторы
Пациорковский В.В.1 , Крухмалева О.В. 2, 3
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
419-431
Статус
Опубликовано
Том
19
Год
2019
Организации
  • 1 Russian Acad Sci, Inst Socioecon Studies Populat, Nakhimovsky Prosp 32, Moscow 117218, Russia
  • 2 Peoples Friendship Univ Russia, RUDN Univ, Miklukho Maklaya St 6, Moscow 117198, Russia
  • 3 Lomonosov Moscow State Univ, Leninskie Gory 1-46, Moscow 119991, Russia
Ключевые слова
education; science; knowledge production; inequality of access; spatial distribution; regions; higher education system; supporting university; national projects; project "5-100"; образование; наука; производство знаний; неравенство доступа; пространственное распределение; регионы; система высшего образования; опорный университет; национальные проекты; проект «5-100»
Дата создания
24.12.2019
Дата изменения
10.03.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/55880/
Поделиться

Другие записи