СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

За 27 лет, прошедших со времени установления двусторонних отношений, Казахстан и Россия прошли плодотворный путь развития добрососедских взаимоотношений через налаживание партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. В рамках международного сотрудничества большая работа выполняется в сфере образования, что и стало предметом исследования в данной статье. Мы попытаемся отследить основные тенденции и проанализировать их значения. Обозначая круг проблем, следует отметить, что задачи международного сотрудничества выражаются: - в подготовке квалифицированных специалистов для страны за рубежом; - в подготовке специалистов из числа иностранных студентов для зарубежных государств; - в гармонизации образования с мировыми направлениями развития. Вхождение Казахстана и России в мировое образовательное пространство ставит обе страны перед необходимостью разработки стратегического плана развития сотрудничества в сфере высшего и послевузовского образования. Это связано с переходом на новую модель национальных систем образования, которые учитывают богатый опыт и достижения советской системы высшего профессионального образования, а также общемировые тенденции его развития. По этому поводу не раз высказывались руководители двух государств - Республики Казахстан и Российской Федерации. Совместные казахстанско-российские фундаментальные исследования и прикладные разработки осуществлялись в соответствии с приоритетами научно-технического развития обоих государств в рамках Программы казахстанско-российского сотрудничества в области науки и техники, одобренной протоколом 5-го заседания Казахстанско-Российской Межправительственной комиссией по сотрудничеству от 15 февраля 2001 г. Ежегодно, начиная с 2003 г., Правительством РФ выделяется квота для граждан Казахстана на обучение за счет федерального бюджета в высших учебных заведениях РФ и научных учреждениях системы РАН по приоритетным для казахстанской экономики специальностям и направлениям подготовки. По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ, казахстанские студенты оказались на первом месте по количеству среди иностранных студентов в России. Их в 2016-2017 академическом году, по данным Росстата, было уже 73455 человек. Также, согласно данным ведомства, наибольшее количество казахстанских студентов, получивших российские дипломы, трудоустроены по техническим и медицинским специальностям. В ходе подготовки данного исследования автор пришел к выводу, что с учетом особенностей и основных направлений российско-казахстанского сотрудничества в области науки данный вид сотрудничества развивался достаточно плодотворно, хотя и с определенными недоработками и упущениями. Из всех стран Содружества Независимых Государств только РК и РФ после развала СССР сохранили научный потенциал, который в новых исторических условиях развивался по многим приоритетным направлениям. И одним из важных направлений, являлось совместное научное сотрудничество вузов Казахстана и России, которое позитивно сочеталось с совершенствованием высшего образования в дружественных странах с учетом использования накопленного опыта в лучших университетах как РФ, так и РФ.

Авторы
Издательство
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Номер выпуска
7
Язык
Русский
Страницы
698-706
Статус
Опубликовано
Том
1
Год
2018
Организации
  • 1 РУДН
Ключевые слова
россия; казахстан; наука; образование; инновации; сотрудничество; снг
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
07.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/52152/
Поделиться

Другие записи

Шаламова Е.Ю., Рагозин О.Н., Радыш И.В., Наследникова И.О.
Современные вопросы биомедицины. Федеральное государственное бюджетное учреждение Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства России. Том 2. 2018. С. 213-223