СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена проблеме ценностных ориентаций современных студентов из Китая и России, актуальной в современных условиях интернационализации высшего образования и динамично меняющегося мира, в котором происходит социализация молодежи. При высокой разработанности проблемы сравнительные этнопсихологические исследования по данной тематике малочисленны. На основе теоретического анализа обобщены данные современных исследований этнопсихологических особенностей китайских студентов. Подробно изложены результаты собственного эмпирического исследования ценностных ориентаций китайских и российских студентов с целью определения их особенностей и сравнения. Использовалось тестирование с помощью методики «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), результаты которого показали различия в уровне значимости ряда ценностей и расхождения между ценностями и их доступностью у студентов двух групп. Здоровье, красота природы и искусства значительно выше ценятся китайскими студентами; интересная работа, любовь, материально-обеспеченная жизнь более значимы для российских студентов. Мотивационно-личностная сфера китайских студентов оказывается более гармоничной, интегрированной, чем у российских, имеющих внутренние противоречия между высокой значимостью ценностей здоровья и любви (у российских девушек), материально обеспеченной жизни, счастливой семьи и труднодостижимостью данных ценностей. По результатам исследования даны практические рекомендации. Перспективным направлением дальнейшего исследования этнических аспектов ценностных ориентаций студентов может выступить сравнение таковых у студентов, обучающихся на родине и за рубежом, в условиях иной социокультурной среды.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS

This paper is devoted to the problem of value orientations of modern students from China and Russia, relevant in modern conditions of internationalization of higher education, of the dynamically changing world in which the socialization of young people occurs. The problem of value orientations is deeply developed, but comparative ethnopsychological studies on this subject are few. The paper provides a theoretical overview of ethnopsychological peculiarities of Chinese students and presents an empirical study of Chinese and Russian students’ value orientations. The goal is to determine their characteristics and compare them. We used the method of testing with the test “The level of correlation between “value” and “accessibility” in different spheres of life” (E.B. Fantalova). The results showed differences in the level of importance of some values, differences between the values and their availability for Russian and Chinese students. Health, beauty of nature and art is much more appreciated by Chinese students; interesting work, love, financially secure life is more important for Russian students. The motivational sphere of Chinese students is more harmonious and integrated than of Russian students. They have internal contradictions concerning the importance of such values as health and love (for Russian girls), financially secure life, happy family and the difficulty of achieving these values. According to the results of the study, practical recommendations are given. A promising direction for further research of ethnic aspects of students' value orientations may be a comparison of those among students studying domestically and abroad under conditions of a different socio-cultural environment.

Редакторы
-
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"
Номер выпуска
43
Язык
Русский
Страницы
45-59
Статус
Опубликовано
Подразделение
-
Ссылка
-
Номер
-
Том
-
Год
2018
Организации
  • 1 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
ценностные ориентации; ценности; китайские студенты; китайцы; студенчество; молодежь; российские студенты; русские; value orientations; values; CHINESE students; chinese; students; youth; Russian students; russian
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
07.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/51592/