Калмак и ойраты: топоним в религиозной истории народов Центральной Азии

Слово «калмак» присутствует в целом ряде средневековых мусульманских источников. В исследованиях специалистов оно понимается как показатель развития или сепаратизма («кусок», «отсталый»), или религиозной ориентации (не мусульмане) ойратов либо некоего кочевого народа. Для выявления происхождения и развития значения этого слова полагаем важным привлечь данные из ряда авторитетных источников; например, согласно «Тарих-и Рашиди» Калмак - это территория Западной и ЮгоЗападной Монголии, жители которой звались, соответственно, калмаками и в основном не были мусульманами. В условиях борьбы различных течений ислама в процессе исламизации улусов Джучи и Чагатая это слово получило широкую трактовку и стало определением всех тех, кто остался язычником или буддистом, а поскольку такие «отказники» были во всех государствах чингисидов, то источники фиксировали присутствие калмаков едва ли не повсеместно. Кроме того, историческая традиция соотносит с калмаками буддистов ойратов, однако изначально ойраты не имели к первым никакого отношения, и лишь с их продвижением в эпоху Чингисхана на названные территории (Калмак) это слово было перенесено на ойратов уже как этноним. Ойраты становились буддистами с конца XIV - начала XV вв., чему способствовали политические, экономические, идеологические и иные причины. Изучение источников показывает, что слово «калмак» прежде имело смыслом название региона, народы которого были известны как немусульмане, в связи с чем приобрело религиозный контекст и по этой причине окончательно закрепилось за ойратами.

Kalmak and oirats: toponym in the religious history of the peoples of Central Asia

The word Kalmak is spread in a number of medieval Muslim sources. In research of the scholars this word is understood as an indicator of development or separatism (“piece”, “backward”), or religious orientation (not Muslims) for Oirats or some kind of nomadic people. To define the origin and development of its meaning, it is important to draw data from a number of important sources; for example, according to “Tarikh-i Rashidi”, Kalmak means the territory of Western and South-Western Mongolia, whose inhabitants were called, respectively, as Kalmaks, and mainly were not Muslims. In the context of the struggle of different Islam traditions during the process of Islamization of the uluses of Juchi and Chaghatay, this word began to denote all those who remained pagan or Buddhist, and since such “refuseniks” had been found in all the Genghisid uluses, the sources recorded the presence of Kalmaks almost everywhere. Besides, the historical tradition relates the Buddhist Oirats to Kalmaks, but initially Oirats had nothing common with that nation, and only with Oirats’ movement in Genghis Khan’s times to the named territories (Kalmak), this word was transferred to them, already, as an ethnonym. Oirats became Buddhists at the end of the fourteenth - beginning of the fifteenth centuries, facilitated by political, economic, ideological and other reasons. A study of the sources leads to conclusion, that the Kalmak’s first meaning was the region’s name, where peoples were known as not Muslims, and therefore this word acquired a religious context and for this reason was finally entrenched to the Oirats.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
270-281
Статус
Опубликовано
Том
10
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
калмак; ойрат; ислам; буддизм; чингисиды; Kalmak; Oirat; buddhism; islam; Genghisids
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
20.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/51425/
Поделиться

Другие записи

Казарницкий А.А., Панасюк Н.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 10. 2018. С. 250-260
Понька Т.И., Сибарани Д.М., Куклин Н.С.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 10. 2018. С. 282-296