С древних времен арбитраж считался институтом мира и справедливости. Рене Давид отмечал, что суть арбитража состоит не в поддержании верховенства закона, а в обеспечении гармонии между людьми. Арбитраж (третейский суд) является ориентированным на общество институтом разрешения споров. Однако история этого института показывает, что правовое регулирование его деятельности всегда зависело от государства. В настоящее время не существует общепринятого определения арбитража, хотя в некоторых правовых актах как международного, так и национального характера нашли отражение попытки дать легальное понятие этого института. На доктринальном уровне существует четыре устоявшихся подхода к арбитражным (третейским) судам: договорный, процессуальный, смешанный и автономный. Автор настоящей статьи исследует правовую природу арбитража в историческом аспекте, начиная со стран Античного мира и Средневековой Европы. Предпринята попытка сравнить историю создания, законодательные и организационно-правовые основы арбитража (третейского суда) в России и Швейцарии. Несмотря на различия в традициях третейских судов в этих странах, такое сравнение представляется автору вполне корректным. В Швейцарии арбитраж (третейский суд) имеет достаточно длительную историю, а законодательное регулирование его деятельности лишено внутренних противоречий. Кроме того, швейцарский законодатель своевременно вносит изменения в нормативные правовые акты для предоставления спорящим сторонам более удобных условий арбитражного разбирательства в целях привлечения в Швейцарию коммерческих организаций, намеренных разрешать свои конфликты именно в этой стране. С 2012 г. в Швейцарии вступили в силу некоторые изменения в законодательстве об арбитраже, и был принят новый регламент ведения арбитража Швейцарскими торговыми палатами. В отличие от Швейцарии в России первые нормативные правовые акты в сфере частного коммерческого арбитража были введены в действие только после 1990 г. Российская правовая концепция разрешения споров экономического характера и сегодня частично отражает концепцию советского арбитража, где под ним подразумевается государственный арбитраж. В Российской Федерации до настоящего времени существуют арбитражные государственные суды. Однако предметом настоящего исследования будет иной арбитраж, создание которого предусмотренно Федеральным законом № 382 от 29 декабря 2015 г. «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». В соответствии с этим законом термин «арбитраж» может иметь по меньшей мере два значения. Данный термин в одном случае обозначает способ или метод разрешения спора, в другом случае - орган или учреждение, которое разрешает спор и выносит решение по нему. Новый закон об арбитраже дает определения арбитража, третейского суда и арбитражного учреждения, но вместе с тем содержит много противоречий с действующим законодательством. Автор делает обоснованный вывод о том, что арбитраж (третейский суд) - это частноправовой способ разрешения споров, решения по которым являются обязательными для обратившихся к нему сторон. Регламентируя его деятельность, российский законодатель пытается создавать благоприятную среду для разрешения частноправовых споров. В то же время федеральный закон от 29 декабря 2015 г. предусматривает зависимость арбитража (третейского суда) от государства.
Since the ancient times, arbitration has been considered as an institution of peace and justice. Rene David noted that the essence of arbitration was not to maintain the rule of law, but to ensure harmony between people. Arbitration is a society-oriented institution of dispute resolution. However, the history of this institution shows that the legal regulation of its activities always depended on the state. Currently, there is no generally accepted definition of arbitration, although some legal acts both international and national nature reflect attempts to give a legal notion of this institution. At the doctrinal level, there are four established approaches to arbitration: contractual, procedural, mixed and autonomous. The author of this article examines the legal nature of arbitration in a historical aspect, starting with the countries of the Ancient World and Medieval Europe. An attempt has been made to compare the history, legislative, organizational and legal bases of arbitration in Russia and Switzerland. Despite the differences in the traditions of arbitral tribunals in these countries, this comparison is quite correct for the author. In Switzerland, arbitration (the arbitral tribunal) has a fairly long history, and the legislative regulation of its activities is devoid of internal contradictions. In addition, the Swiss legislator promptly makes changes in regulatory legal acts to provide more favorable conditions for arbitration proceedings to the disputing parties in order to attract to Switzerland commercial organizations seeking to resolve their conflicts in this country. Since 2012 some changes in the law on arbitration have come into force in Switzerland, and new Rules of arbitration have been adopted by the Swiss Chambers of Commerce. In contrast to Switzerland, in Russia the first legal acts in the field of private commercial arbitration were enacted only after 1990. The Russian legal concept of commercial disputes resolution today partially reflects the concept of Soviet arbitration, where it means state arbitration. In the Russian Federation till now, there are arbitration state courts. However, the subject of this study will be a different arbitration, the creation of which is provided by Federal Law No. 382 of December 29, 2015 "On Arbitration (arbitration proceeding) in the Russian Federation". In accordance with this law, the term "arbitration" may have at least two meanings. This term, on the one hand, refers to a procedure or method of dispute resolution, on the other - an authority or institution that resolves a dispute and makes a decision on it. The new law on arbitration provides definitions of arbitration, arbitral tribunal and arbitration institution, but at the same time contains many contradictions with the current legislation. The author makes a well-founded conclusion that arbitration is a private legal method of dispute resolution, whose decision is mandatory for the parties that apply to it, and by regulating its activities, the Russian legislator is trying to create a favorable environment for the resolution of such disputes. At the same time, the Federal law of December 29, 2015 provides for the dependence of arbitration (arbitral tribunal) on the state.