Роль информационных технологий в культурном пространстве высшего образования: миф и реальность

Статья посвящена анализу изменений, происходящих в настоящее время в сфере высшего образования в связи с активной информатизацией этой важнейшей составляющей человеческой культуры. Предпринята попытка продемонстрировать, что новые информационные технологии существенным образом трансформируют рамки традиционного образовательного процесса, создавая не только новые возможности, но и новые проблемы. Значимость образовательного процесса, его особенности и перспективы в непрерывно меняющихся условиях информационного общества позволяют ставить информатизацию образования в ряд важнейших стратегических проблем государства. Одновременно информатизация является серьезным вызовом педагогической науке и системе образования в целом. Подчеркивается, что изучение специфики воздействия информационной культуры на эту важнейшую сферу человеческой деятельности сталкивается с множеством сложностей, одна из которых состоит в том, что образовательный процесс, как и иные процессы самоорганизации, содержит в себе элементы непредсказуемости. Показано, что широко распространенное мнение о возможностях информационных технологий резко усилить интеллектуальные возможности молодых людей и активизировать их творческий потенциал, повысить мотивацию к учебе, ее эффективность и результативность является в значительной степени мифологизированным. Применение компьютерных технологий подвергает существенному преобразованию не только коммуникативную, но и мыслительную, мотивационную и эмоциональную сферы человека, формирует принципиально новую среду развития и функционирования психических процессов. Проведенный анализ научных исследований психологических последствий информатизации позволяет охарактеризовать компьютерные технологии как новую форму опосредования, существенным образом перестраивающую структуру и динамику человеческой деятельности. Отмечается, что механизмы формирования изменений и их последствия в настоящее время почти не изучены, при этом точно можно сказать одно: исторически сложившиеся стили жизни и формы взаимодействия людей подвергаются кардинальному преобразованию. Разработка концепций информатизации в системе образования должна осуществляться с учетом этих и других рисков.

The Role of Information Technology in the Cultural Space of Higher Education: Myth and Reality

The article is devoted to the analysis of changes that are currently taking place in the sphere of higher education in connection with the active informatization of this most important component of human culture. It attempts to demonstrate that new information technologies essentially transform the framework of the traditional educational process, creating not only new opportunities, but also new problems. The importance of the educational process, its features, opportunities and perspectives in the ever-changing conditions of the information society makes it possible to place informatization of education among the most important strategic problems of the state. At the same time, informatization is a serious challenge to pedagogical science and the education system as a whole. The article emphasizes that the study of the specifics of information culture influence on this most important sphere of human activity faces many difficulties, one of which is that the educational process, like other self-organization processes, contains elements of unpredictability. The article shows that the widely held opinion about the opportunities of information technologies to dramatically strengthen the intellectual capabilities of young people and to activate their creative potential, increase their motivation for learning, its effectiveness and productivity is largely mythologized. The use of computer technology significantly transforms not only the communicative sphere of people, but also the mental, motivational and emotional ones, and forms a fundamentally new environment for development and functioning of mental processes. The carried out analysis of scientific researches on the psychological consequences of informatization allows us to characterize computer technologies as a new form of mediation, which substantially rebuilds the structure and dynamics of human activity. The article notes that the mechanisms of changes formation and their consequences are almost unstudied at present; at the same time, one thing is certain: the historically formed life styles and forms of human interaction undergo radical transformation. Development of informatization concepts in the education system should be carried out taking into account these and other risks.

Авторы
Редакторы
-
Издательство
-
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
490-501
Статус
Опубликовано
Подразделение
-
Ссылка
-
Номер
-
Том
15
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
культурное пространство образования; информационная культура; высшее образование; информационно-коммуникационные технологии; миф; образовательный процесс; интеллектуальные способности; технологическая трансформация психических функций; cultural space of education; information culture; higher education; information and communication technologies; myth; educational process; intellectual capabilities; technological transformation of mental functions
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
07.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/50862/