В статье, на материале русской метафизической мысли, раскрывается сущность веры как трансцендирования к сверхсущему началу, показывается ее принципиальное отличие как метафизического феномена от научного знания, познающего эмпирический мир. Отмечается, что в русской философии, при осмыслении феномена веры, обнаруживается определенная разница в понимании его соотношения с наукой. Так, традиция всеединства, идущая от Вл. Соловьева, стремится объединить в непротиворечивом синтезе все уровни знания, а точка зрения Несмелова прямо противоположна этой тенденции. С. Франк стремился как устранить эклектизм всеединства, так и выявить стремление к универсальному мировоззрению, объединяющему, но не смешивающему религию и философию, веру и разум. Современная наука, переходя к развитию в рамках холистической парадигмы, уже позитивистски не отметает трансцендентное, но стремится включить его в свою картину мира.
The article, using the materials of Russian metaphysical thought, discloses the essence of faith as transcending towards the superexistent principle and shows its fundamental difference as a metaphysical phenomenon from scientific knowledge cognizing the empirical world. It is noted that, in Russian philosophy, in apprehending the phenomenon of faith there appears to be a certain difference in understanding its correlation with science. Thus, the tradition of all-unity originating with Vladimir Solovyov aims to unite all levels of knowledge in a non-contradictory synthesis, whereas Nesmelov’s standpoint is directly opposite to this trend. Semyon Frank strove both to eliminate the eclecticism of all-unity and reveal a striving for a universal world view that would unite but not combine religion and philosophy, faith and reason. Modern science, switching over to development within the framework of a holistic paradigm, is acting in a positivist way: it does not brush aside the transcendental but tries to incorporate it into its world view.