ОСТРАННЕНИЕ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНВАРИАНТ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗНОСТИ

В статье рассматривается онтологическая сущность искусства поэтического слова как системы средств художественного мышления и когнитивной активности человека сквозь призму теории остраннения В.Б. Шкловского. Предметом исследования является осмысление природы остраннения как концептуальной операции творческого мышления и инварианта языковой образности. Автор констатирует, что поиск и художественное конструирование слова является важнейшим этапом в порождении поэтического языка и выявляет специфику остраннения как ключевого понятия формированияиразвитияпоэтическойкартинымирав ее специфике - ненепосредственное отражение действительности, а видоизменение, остраннение этого отражения. Признание остраннения инвариантом образности может служить основанием для таксономии тропов и фигур, остраннение какизображение через «странное»,«необычное», а потому ярко художественное, активизирует эстетическое переживание, которое служит средством познания конкретной существенности окружающей действительности.

Ostrannenie as a conceptual operation of creative thinking and linguistic imagery invariant

The research analyzes specific qualities of literary language as a system of tools for creative thinking, aesthetic reality assimilation and cognitive activity through the prism of ostrannenie theory by V.B. Shklovski. The object of research is to comprehend the nature of ostrannenie as a conceptual operation of creative thinking and linguistic imagery invariant. While researching the specifics of ostrannenie the author comes to the conclusion that aesthetic search and word building are important steps in poetic language creation. The specifics of ostrannenie as the key term in poetic world view are also demonstrated by the author who claims that ostrannenie is not a mere reflection of the reality, but its transformation, i.e. "ostrannenie" of this reflection. The author concludes that recognizing the role of ostrannenie as a poetic imagery determinant opens the new way of thinking in the system of tropes and figures as the only general literary process, representation of things through the prism of "strange", "unusual" (hence the name of ostrannenie) leads to an aesthetic experience that plays the role of a cognitive tool that allows to perceive the reality.

Авторы
Издательство
ООО "Инновационный научно-образовательный и издательский центр "АЛМАВЕСТ"
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
24-32
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 RUDN Univ, Sci Philol, Moscow, Russia
  • 2 RUDN Univ, Peoples Friendship Univ Russia, Inst Law, Russian Language Dept, Moscow, Russia
Ключевые слова
aesthetic way of thinking; cognitive science; poetic language; literary image; ostrannenie; text; invariant; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ; ОСТРАННЕНИЕ; ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК; КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА; ТЕКСТ; инвариант
Дата создания
04.02.2019
Дата изменения
06.02.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/36774/
Поделиться

Другие записи

Shlyakhov V.I.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ООО "Инновационный научно-образовательный и издательский центр "АЛМАВЕСТ". 2017. С. 3-10