Вербальность и инструментализм в традиционной звуковой модели Индии

Статья посвящена философско-эстетическим и научно-теоретическим концепциям феномена звука в южноазиатской цивилизации. Рассматриваются основные теоретические звуковые комплексы индийской классической музыкальной традиции - такие как шрути, свара, нада. Выявляется своеобразная «двумерность» звукового феномена южноазиатской цивилизации. С одной стороны, он представлен неким объективным началом- звуковым агрегатом, «проявляющим» вибрацию окружающего нас пространства Вселенной, с другой - пением, мелодической рецитацией - субъективным началом, олицетворением человеческой природы, вступающей в контакт с Космосом. Этот «звуковой код» со всей очевидностью проявляется на самых разных уровнях музыкальной культуры Южной Азии - этико-философском, социокультурном, понятийно-терминологическом и т. п. В музыкальной теории одиночный тон - свара рассматривался как особый мир, способный вызвать наслаждение на физиологическом и ментальном уровнях, наделялся символическими значениями, вызывал ритуальное поклонение. Это было главным философско-эстетическим стержнем музыкальной культуры Индии с ранних этапов ее становления, именно это объединяло все области звуковой практики и делало бессмысленным теоретическое обоснование разделения музыки на вокальную и инструментальную, как это происходило во многих других культурах. Поэтому с точки зрения ориентации на так называемые «вербальность» и «инструментализм» автор предлагает рассматривать типы развертывания музыкального текста и характер музыкального мышления.

VERBAL AND INSTRUMENTALISMIN TRADITIONAL INDIAN SOUND MODEL

The article is devoted to the philosophical and aesthetic and scientifi theoretical concepts sound phenomena in the SouthAsian civilization. The main theoretical sound systems of Indian classical music tradition - such as the sruti, swara, nada. It reveals a kind of “two-dimensional” sound phenomenon of the South Asian civilization. On the one hand, it represented a kind of objective you start - audio unit, “manifesting” the vibration of the surrounding space of the universe, on the other - singing, melodic recitation - the subjective beginning, the personifi of human nature comes into contact with the cosmos. This “beep code” clearly manifested at various levels of musical culture of South Asia -.. ethical-philosophical, socio-cultural, conceptual and terminological, etc. In music theory, a single tone - Swara regarded as a special world, capable of causing pleasure to physiological and mental levels, endowed with symbolic meanings, called ritualistic worship. This was a major philosophical and aesthetic core of India’s musical culture from the early stages of its development, this is what united all areas of sound practices and renders meaningless the theoretical basis of separation of music on vocal and instrumental, as was the case in many other cultures. Therefore, in terms of the orientation of the so-called“verbal” and “instrumentalism” the author proposes to consider the types of deployment of the musical text and the character of musical thinking.

Издательство
Частное учреждение культуры Музей классического и современного искусства "Бурганов-Центр"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
157-169
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
Ключевые слова
ЗВУКОВОЙ ФЕНОМЕН; НАДА; ШРУТИ; ДХРУПАД; КХАЙЯЛЬ; ГХАРАНА; ВЕРБАЛЬНОСТЬ; ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ
Дата создания
30.10.2018
Дата изменения
25.08.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/33461/
Поделиться

Другие записи

Волкова Л.А., Ветох А.Н., Волкова Н.А., Зиновьева Н.А.
Достижения науки и техники АПК. Общество с ограниченной ответственностью Редакция журнала "Достижения науки и техники АПК". 2017. С. 65-67