Роль ответственности в эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации

В статье проводится сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования сформированности симптомов эмоционального выгорания у учителей с низким и высоким уровнями личностной ответственности. Выборку составили учителя со стажем работы пять лет. На предварительном этапе были изучены особенности ситуативной и личностной тревожности, а также показатели эмоциональной устойчивости и нейротизма. В результате анализа данных в окончательную группу испытуемых были включены педагоги со средними показателями тревожности и эмоциональной устойчивости. В ходе проведения основного исследования на первом этапе были изучены показатели ответственности. По иерархическому распределению гармонических переменных ответственности были выделены и охарактеризованы контрастные уровни проявления этого свойства. Высокий уровень проявления ответственности респондентов первой группы включил в себя преимущественно позитивные характеристики ответственности, отвечающие за интенсивность проявления свойства, такие как эргичность, стеничность, интернальность, социоцентричность, осмысленность и результативность. Во вторую группу были включены респонденты, у которых в иерархии выраженности переменных свойства доминировали агармонические составляющие, отвечающие за слабые проявления свойства, аэргичность, астеничность, экстернальность, эгоцентричность и т.д. На следующем этапе были проанализированы показатели эмоционального выгорания в каждой группе. Результаты исследования подтвердили выдвинутые предположения о том, что у педагогов с высоким уровнем личностной ответственности эмоциональное выгорание формируется более интенсивно, нежели у респондентов с низким уровнем сформированности этого свойства личности.

ROLE OF RESPONSIBILITY IN EMOTIONAL BURNOUTOF TEACHERS AT INITIAL STAGE OF PROFESSIONALIZATION

The article presents a comparative analysis of the empirical research results of the formation of burnout symptoms in the teachers with low and high levels of personal responsibility. The sample of respondents was made by teachers with five years’ experience of work. At the preliminary stage the peculiarities of situational and personality anxiety, as well as indicators of emotional stability and neuroticism were studied. As a result of the data analysis the teachers with average anxiety and emotional stability were included in the final group of the subjects. The procedure of the respondents selection was motivated by the desire to exclude the respondents, potentially predisposed to intense emotional burnout due to their individual susceptibility to it from the empirical sample.During carrying out the basic research the responsibility indicators were studied at the first stage. According to the hierarchical distribution of the harmonic variables of responsibility the contrasting levels of the manifestation of this property were revealed and characterized. The high level of responsibility manifestation included mainly the positive characteristics responsible for the intensity of the display properties, such as ergicity, sthenicity, internality, socio-centeredness, meaningfulness and productivity. The second group included the respondents in whose hierarchy of variables property manifestation is dominated by the disharmonious components responsible for the weak manifestations of the property: aergicity, asthenicity, externality, ego-centeredness, etc. The selected indicators of responsibility in the both groups differed at a statistically significant level. At the following stage the emotional burnout indicators in each group were analyzed. The study confirmed the put forward hypothesis that the emotional burnout developed more intensively in the teachers with a high level of personal responsibility, rather than that of the respondents with a low level of this personality trait.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
26-41
Статус
Опубликовано
Год
2016
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
Ключевые слова
эмоциональное выгорание; учителя; педагоги; кластеры; симптомы; фазы; переменные; характеристики; emotional burnout; teachers; educators; clusters; symptoms; phases; variables characteristics
Дата создания
30.10.2018
Дата изменения
11.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/27923/
Поделиться

Другие записи

Парамонов В.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. С. 20-30
Цвык А.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. С. 65-71