Тарикат сенуситов: религиозная доктрина и основные направления деятельности (середина XIX - начало XX в.)

Автор статьи обращается к изучению формирования и специфики политической культуры населения Ливии XIX в., эволюции сенусизма как модератора национальной интеграции. К концу ХIХ в. духовная власть ордена Сенусийя достигла своего апогея, став своего рода «папством». Мессианство и сакрализация бытия и лидерства стали основами идеологической доктрины сенуситов, выступавших за создание национального арабского государства. В прагматичном плане корни успехов сенуситов видятся в сходной структуре построения завий с родоплеменной организацией автохтонного населения. Аль-Махди, сын Великого Сенуси, развил братство как мощную политическую организацию. Он сумел создать политическое объединение, построенное на синтезе центростремительной доминанты власти и племенных центробежных векторов. Тарикат сенуситов являлся буфером между малой традицией верований доисламской джахилийи и большой культурной традицией ислама. Сенусизм выступал как синтез суннизма и суфизма, являл собой пример народной религиозности, фольклорно-синкретичного ислама, построенного на культе близких и доступных «святых», соединяющих верующих и Пророка. При этом сенусизм выполнил свою историческую миссию, отведенную народной религиозности, - обеспечил социальную интеграцию и заложил фундамент нациестроительства. Сенуситы выступали в качестве гаранта политической стабильности в обмен на признание их ведущей роли в политическом, социально-экономическом процессе.

SANUSIYYA ORDER: RELIGIOUS DOCTRINE AND MAJOR ACTIVITIES (THE MIDDLE OF THE NINETEENTH - EARLY TWENTIETH CENTURY)

The author refers to the study of the formation, and the specifics of the political culture of the XIX century the population of Libya, senusizma evolution as a moderator of national integration. By the end of the nineteenth century. spiritual power Senussi Order reached its peak, becoming a kind of "papacy". Messianism and the sanctification of life and leadership became the basis of ideological doctrine senusitov, advocated the creation of a national of an Arab state. In pragmatic terms of the roots of success senusitov seen in the construction of a similar structure to the Zawiya tribal organization of the indigenous population. Al-Mahdi, the son of the Grand Senussi, developed a brotherhood as a powerful political organization. He managed to create a political union built on a synthesis of the dominant power of centripetal and centrifugal tribal vectors. Sanusiyya order was a buffer between the low tradition of pre-Islamic beliefs jahiliyyah and great cultural tradition of Islam. The sanusi programme acted as a synthesis of Sunni Islam and Sufism, is an example of popular religiosity, folklore and syncretic Islam, built on the cult of the family and available "saints", joining the believers and the Prophet. This senusizm fulfilled its historic mission allotted popular religiosity - to ensure social integration and laid the foundation of nation-building. Sanusiyya order acted as a guarantor of political stability in exchange for recognition of their leading role in the political, social and economic process.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
5-13
Статус
Опубликовано
Год
2016
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
Дата создания
30.10.2018
Дата изменения
23.04.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/27542/
Поделиться

Другие записи

Черепко В.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. С. 177-183