"Субъективная" и "объективная" неискренность в социологических опросах: диагностика по невербальным проявлениям

Неискренность респондентов в социологических исследованиях - обширная проблематика, затрагивающая и качество социологического инструментария, и качество получаемых социологических данных, и особенности психологического взаимодействия. Под неискренностью понимается та информация, которую респондент искажает намеренно. Однако, с точки зрения авторов, существуют два типа такой неискренности - «объективная», когда включаются защитные механизмы респондента и он осознанно стремится скрыть какую-либо информацию, либо «субъективная» неискренность, когда респондент вынужден сообщить нерелевантную информацию в виду непонимания вопроса либо некомпетентности. Невербальные характеристики дают информацию об эмоциональных проявлениях, сопровождающих размышления респондента, а иногда и о мотивах того или иного ответа. В приведенном нами примере «объективная» неискренность превалирует в виду сензитивности темы, в реальности в других типах опросов будет наблюдаться и «субъективная неискренность». Неискренность не является эмоцией по своей сути, это комплекс когнитивных установок и процессов, возникающих при взаимодействии со стимулом, но неискренность сопровождается переживанием эмоций, которые и являются основным дифференцирующим признаком типов неискренности. Используя технологию анализа невербальных реакций респондентов в социологических исследованиях, возможно диагностировать конкретный вид неискренности. Авторами приводится ряд примеров диагностирования проявления определенных эмоций как реакций на конкретные провокативные вопросы, которые были сформулированы ими в ходе эксперимента. Делается вывод о возможности определения не только вопросов, сформулированных некорректно или «угрожающе» для респондента, но и возможном типе неискренности при ответе на такие вопросы.

"SUBJECTIVE" AND "OBJECTIVE" INSINCERITY IN SOCIOLOGICAL SURVEYS: NONVERBAL MANIFESTATIONS

Insincerity of respondents in sociological research is a challenge affecting both quality of the sociological tool and the quality of the data obtained, especially features of the psychological interaction. Insincerity is information which respondents distort intentionally. However, there are two types of such insincerity - ‘objective’, i.e. a protective strategy used to deliberately hide some information, and ‘subjective’, when a respondent is forced to provide irrelevant information due to misunderstanding the question or incompetence. Nonverbal manifestations inform of thoughts and sometimes motives of respondents’ answers. In the example given in the article the ‘objective’ insincerity prevails due to the sensitive topic, while in other types of similar surveys the ‘subjective’ insincerity usually takes place too. Insincerity is not an emotion, rather a complex of cognitive attitudes and processes in a form of respond to a stimuli, but insincerity is accompanied by emotions which are the main differentiating signs of types of insincerity. Using the technology for the analysis of respondents’ nonverbal reactions in sociological research, we can identify the type of insincerity. The authors provide examples of certain emotions as reactions to specific provocative questions under the experiment and make a conclusion about the possibilities to identify not only incorrect or ‘threatening’ questions, but also the types of insincerity when answering such questions.

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
859-869
Статус
Опубликовано
Том
16
Год
2016
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
Ключевые слова
субъективная неискренность; объективная неискренность; невербальные проявления; социологические опросы; сомнение; нерешительность; раздражение; стресс; subjective insincerity; nonverbal manifestations; sociological survey; doubts; hesitation; irritation; stress; objective insincerity
Дата создания
30.10.2018
Дата изменения
16.03.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/27054/
Поделиться

Другие записи