В статье рассматриваются особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам, установленного Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ), и выявляется его место в системе особых (специальных) производств, предусмотренных этим кодексом. В контексте сравнительно-правового анализа административно-процессуального законодательства ряда зарубежных стран раскрывается содержание понятий «упрощенное», «ускоренное» и «сокращенное» производства. Автором аргументируется положение о необходимости придания родового статуса категории ускоренное производство по отношению к двум другим понятиям. Отмечается, что в современных государствах существует известное разнообразие в подходах к использованию сокращенного, упрощенного или ускоренного производств в административном процессе, а также правовой регламентации их оснований и предметной сферы. Вместе с тем широкое использование этих производств в административном судопроизводстве различных стран свидетельствует о том, что в современных условиях одной из основных тенденций развития административно-процессуального законодательства является ускорение судебного разбирательства посредством определенного упрощения процедур и предусмотренной законом возможности сокращения сроков рассмотрения административных дел. В России тенденция развития ускоренных форм судебных производств по административным делам («сокращенного суда»), направленная на сокращение сроков рассмотрения дел и повышение эффективности судебной защиты по административным делам нашла свое отражение в институтах упрощенного (письменного) производства и приказного производства. Выявляются существенные характеристики письменного производства: судебное разбирательство производится без судебных заседаний, вызова и заслушивания сторон в укороченные процессуальные сроки на основании письменных доказательств. Делается вывод, что отсутствие в Кодексе административного судопроизводства РФ четко определенного перечня дел, по которым может применяться упрощенное производство, означает возможность его применения по любому административному делу при наличии одного из следующих условий, указанных в ст. 291, а также в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 150, ч. 5 ст. 216, ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства РФ. Проводится сравнительный анализ упрощенного и приказного производств в КАС РФ. На основе положений ст. 123.5 КАС РФ делается вывод об особой природе приказного производства, поскольку законодатель определяет это производство вне рамок двух форм судебного разбирательства, предусмотренных ст. 140 КАС РФ. Исходя из этого приказное производство предлагается рассматривать как допроцессуальную неисковую процедуру разрешения бесспорных требований вне рамок судебного разбирательства.
The author focuses upon the features of the summary procedure (written proceeding) concerning administrative matters of the Code of Administrative Procedure of Russian Federation and reveals its place in the system of special procedures. The author dwells on the consepts of summary, simplified and reduced proceedings in the context of comparative analysis of the administrative procedural legislation of some foreign countries. Furthermore, article stresses the need to give particular status to the summary procedure. Notes that in modern States there is the well-known variety of different approaches to the use of summary, simplified and reduced proceedings their legal frameworks and subject sphere. Nonetheless, the wide use such proceedings under administrative procedure in various countries suggests, that in the modern context one of the major trends of development administrative procedure law is expedite trials by simplifying procedures and the possibility of cutting down on the time required to hear administrative cases. The tendency of development of the simplified forms of proceedings in the Russian Federation aimed at shortening the timelines of regarding cases and improving judicial efficiency of administrative judicial proceedings is reflected in the summary procedure (written proceeding) and in the writ proceedings. Reveals the essential characteristic of the summary procedure (as written) such as: administrative process takes place without court hearings, without summons and hearing the parties in the shorter procedural time limits, based on written proof submitted by the parties. Concluded that the refusal of to establish a list of cases of the summary procedure, meaning that it can be used for any administrative case if one of the following conditions set out in article 291 of the Code of Administrative Procedure of Russian Federation, as well in the cases specified in part 7 of article 150, in part 5 of article 216 and in part 2 of article 315 of the Code of Administrative Procedure of Russian Federation. Also the comparative analysis of the summary procedure and writ proceeding is made. On the provisions of article 123.5 of the Code of Administrative Procedure of Russian Federation concluded that writ proceeding has a special nature, since the legislator defines this procedure outside the two judicial proceedings provided by article 140 of the Code of Administrative Procedure. Accordingly, it is suggested to consider the writ proceeding as pre- procedural, ex parte proceeding for settling disputes.