В статье рассматривается философская эволюция теоретика анархизма Михаила Бакунина. Автор показывает, что молодой Бакунин в середине 1830-х гг. решительно отстаивал философскую позицию Гегеля, осуждал вольтерианство и материализм, защищал христианство. Позже в двух статьях «О философии» интерпретировал гегельянство уже с левых позиций, настаивал на необходимости, опираясь на философию, бороться за изменение мира. На рубеже 1830-1840-х гг. порывает с метафизикой, гегельянством, разрывает отношения со славянофилами, стоявшими на религиозных основах. В 1860-х гг. Бакунин приходит к позитивизму О. Конта, материализму, просветительской концепции религии как заблуждения. Бакунин верит в творческую силу науки как средства изменения жизни человечества, но эта же вера ведет его к догматизму, поскольку наука не может исчерпать мир, не решает проблем духовной жизни человека. Воинствующий антитеологизм Бакунина вызван как религиозным кризисом его века, так и характером воспитания, когда нормы религиозной жизни усваивались лишь формально и поверхностно.