«Умолчания» поколенческого анализа: объективное и субъективное значение возраста

На первый взгляд, поколенческий анализ - по определению задача социологической науки, призванной диагностировать состояние и тенденции развития общества, сопоставляя ценностные приоритеты, социальные установки и поведенческие пристрастия составляющих его возрастных подгрупп. Несмотря на отсутствие единого определения понятия «поколение» в научном дискурсе и различия его междисциплинарных трактовок, исследователи сходятся в том, что в социологии мы всегда имеем дело не столько с демографической совокупностью людей одного возраста, сколько с некоей символической общностью, членов которой объединяют схожие условия социального взросления. К сожалению, отечественная традиция использует фрагментарную версию поколенческого анализа, поскольку фокусируется в основном на молодежи (реже - трудоспособном населении в целом) и «забывает» о «старых и малых», что обусловлено целым рядом причин, но главные акценты прослеживаются в обоих случаях - старшие поколения в значительной степени игнорируются, а для младших сложно подобрать адекватный методологический подход. В статье обозначены тематические приоритеты поколенческого анализа в его социологической версии (фокус на социально-статусных и символических особенностях поколений, а не, скажем, культуре детства как таковой - она составляет предмет исторических изысканий), кратко охарактеризованы его ключевые понятия (поколение и когорта) и проблемы, суммированы различия методологических подходов (прежде всего, количественного и качественного) и исследовательских ориентаций, особенно в изучении старших возрастов.

“White spots” of the generational analysis: Objective and subjective meaning of the age

As a rule, it goes without saying that the generational analysis is one of the major tasks of sociology, which aims to diagnose the state and trends of the social development by comparing value priorities, attitudes and behavioral patterns of the age subgroups that constitute the society. Despite the lack of a common definition of ‘generation' in the scientific discourse and the differences in its interdisciplinary interpretations researchers agree that in sociology we define ‘generation' not so much as a demographic group of the same age, but as a certain symbolic community whose members were raised in the similar social conditions. Unfortunately, the Russian sociology adheres to the fragmented version of generational analysis focusing mainly on the youth (less often on the working population as a whole) and ‘forgets' about the elderly and children due to several reasons, but the main ones are evident in both cases - the older generations are largely ignored, and for the youngest it is difficult to choose an adequate methodological approach. The article indicates the thematic priorities of generational analysis in its sociological format (focus on the social status and symbolic features of generations rather than on the culture of childhood, which is the subject of historical research), identifies its key concepts (generation and cohort) and problems, summarized the differences of the methodological approaches (primarily quantitative and qualitative) and research orientations especially in the study of older ages.

Авторы
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
19-35
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
Ключевые слова
поколение; поколенческий анализ; когорта; социальная структура; качественный и количественный подход; «демографическое» поколение; символическая общность; generation; generational analysis; cohort; social structure; qualitative and quantitative approaches; ‘demographic’ generation; symbolic community
Дата создания
30.10.2018
Дата изменения
23.03.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/22384/
Поделиться

Другие записи