В статье рассматривается вопрос о критериях святости в отечественной агиографии и общественном сознании и об особенностях, связанных с этим канонизаций. Проведенный анализ позволил установить, что то, что сегодня принято считать официальной канонизацией, зачастую всего лишь согласие с фактом «народной канонизации», совершившейся за долго до официальной процедуры в общественном сознании, прежде всего потому, что почитание тех или иных подвижников лежит вообще за пределами каких бы то ни было процедур, которые всего лишь придают легитимность уже сложившемуся в общественном сознании культу. Вопрос о критериях святости, о связанных с этим канонизациях - это вопрос, полный противоречий, не вмещающийся в рамки формальных процедур. Поэтому никакой официальной деканонизации не может быть прежде всего потому, что почитание тех или иных подвижников лежит вообще за пределами каких бы то ни было процедур, которые всего лишь придают легитимность уже сложившемуся в общественном сознании культу. И поэтому формальная сторона вопроса зависит только от пребывания того или иного имени в святцах, а неформальная не зависит вообще ни от каких процедур. Для того, чтобы хотя бы обозначить некоторые процедурные границы канонизации, нужен сегодня, как минимум, постоянно действующий орган, готовый работать несколько десятков лет. Пока этого нет, «канонизации» и «деканонизации» будут происходить независимо от тех или иных властей и комиссий.
The article discusses the issue of criteria of holiness in the Russian hagiography and public consciousness, and the characteristics associated with that of saints. The analysis allowed stating that what today is considered the official canonization is often just agreement with the fact of "popular canonization" done long before the official procedure in the public consciousness. It happens, first of all, because the veneration of some ascetics lies generally outside any procedures that only give legitimacy to the cult already established in the public consciousness. The issue of the criteria of holiness and canonizations related to them is full of contradictions and it does not fit into the framework of formal procedures. Therefore, no official decanonization may be, primarily because the veneration of some ascetics lies generally outside any procedures that only give legitimacy to the cult already established in the public consciousness. And so the formal side of the issue only depends on a name being in the calendar. But the informal side does not depend at all on any procedures. In order to identify at least some procedural boundaries of canonization, there should be a permanent body ready to work for several decades. Otherwise "canonization" and "decanonization" will occur regardless of certain authorities and commissions.