Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте

В работе представлены результаты исследования, посвященного изучению гендерных особенностей самооценки и самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрена теоретическая база и приведены эмпирические результаты исследования самооценки и самоотношения. Именно в юношеском возрасте происходит качественная перестройка самосознания, когда прежние детские и подростковые представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. Анализ литературных источников показал, что проблема выявления уровня самооценки и самоотношения личности до сих пор остается одной из актуальных и изучаемых; в работе был сделан акцент на гендерных различиях. Выявлено, что когда появились вопросы об изучении самосознания личности, то задача реконструкции онтогенеза сознательного Я решалась путем наблюдения за детьми и с помощью анализа графических изображений и текстов. С 1930-х годов интерес к исследованиям самосознания резко возрос и не спадает до сих пор. Предметом таких исследований, как правило, являются структура и компоненты самосознания, т.е. то, как воспринимает и описывает себя индивид, какие свойства организма и личности он осознает более отчетливо; психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и определяет себя и свое поведение; психологические функции самосознания, т.е. насколько адекватны образ Я и частные самооценки, какую роль они играют в саморегуляции поведения личности.

PECULIARITIES OF SELF-ESTEEM AND SELF-ATTITUDE IN ADOLESCENCE

The paper presents the results of the research devoted to the study of gender characteristics of self- esteem and self-attitude in adolescence. Namely, the work considers the theoretical framework of the study and some empirical results of self-assessment and self- attitude. Adolescence was not chosen by chance. It is at this time that there happens a qualitative transformation of consciousness, when the former, children’s and adolescents’ self-image changes and becomes more mature, objective. The analysis of the literature showed that the problem of identifying the level of self-esteem and self-attitude still remains topical and one of the most studied, especially because the work was focused on gender differences. When there were questions about the study of self-comprehension of the person, the task of reconstruction of the ontogenesis of the conscious self was solved through observing the children and through the analysis of graphic images and texts. Since the 1930s the interest in the study of consciousness has increased dramatically and still has not subsided. As a rule, the subject of such studies are the structure and components of self-consciousness, i.e. how the individual perceives and describes him/herself, what properties of the body and the personality he/she realizes more clearly; mental processes and operations with the help of which the individual realizes, evaluates and defines him/ herself and his/her behavior; the psychological functions of self-consciousness, i.e. how adequate the self-image and personal self-assessment are, what role they play in the self-regulation of behavior.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
35-40
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
Ключевые слова
гендер; самооценка; юношеский возраст; самоотношение; gender; self-esteem; adolescence; self-attitude
Дата создания
30.10.2018
Дата изменения
11.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/22181/
Поделиться

Другие записи

Теплов А.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. С. 63-66
Волк М.И., Акимова А.Р.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. С. 61-66