Поликультурность является одной из основных характеристик современного общества, в котором выделяются этнические, гендерные, возрастные, профессиональные и другие группы, чьи ценности репрезентируются в языке посредством лексики с оценочной семантикой. Испанское общество в силу исторических, социально-экономических, религиозных и других факторов является ярким примером поликультурного социума, и, как и любое другое общество, обладает сложным набором ценностей. Цель исследования - выявить особенности образования и использования в речи языковых единиц с оценочными коннотациями, участвующих в репрезентации этнических, территориальных и социальных групп Испании с точки зрения их отношения к базовым (терминальным) ценностям. Наибольшее число оценочных лексем присутствует в группе, обозначающей территориальную принадлежность испанцев к определенному региону или провинции (gentilicios). «Малая родина» (mi tierra) для испанца представляет высшую ценность, ассоциируясь с корнями, историей, традициями, семьей и друзьями. Важно отметить, что в региональном контексте архетипическая оппозиция «свои vs чужие» (несмотря на принадлежность к одной стране) проявляется наиболее ярко и требует разграничения экспрессивных номенов с точки зрения авто- и гетерономинации. Если оценочные самоназвания практически всегда имеют положительные коннотации, «воспевая» какое-либо качество обитателей определенной местности, то гетерономены, как правило, предполагают наличие отрицательной оценки, поскольку направлены на именование «чужого» - группы, чьи ценности не разделяются или не считаются значимыми. Автономинация, основанная на гордости за региональную принадлежность, исторические корни и традиции (maños, gatos, guanches), служит инструментом укрепления идентичности, в то время как гетерономинация (paleto, charnego, polaco) отражает социальные противоречия, связанные с этническими, культурными или классовыми различиями. Особый интерес представляет связь языковой номинации с футбольной культурой, где прозвища фанатов (culés, merengues, colchoneros) становятся символами региональной гордости и преемственности традиций. Таким образом, экспрессивная номинация не только отражает, но и формирует культурные коды испанского общества, выступая важным элементом его языковой картины мира.
Multiculturalism is one of the main features of modern society, which has ethnic, gender, age, professional and other groups, whose values are represented in the language through vocabulary with evaluative semantics. Spanish society is the epitome of a multicultural society, and, like any other, has a complex set of values due to historical, socioeconomic, religious and other factors. The aim of the study is to analyse the formation and use of lexical units with evaluative connotations that represent ethnic, territorial and social groups in Spain through the prism of their correlation with basic (terminal) values. The largest number of evaluative lexemes is present among demonyms denoting the region or province where a person lives. Homeland (mi tierra) is of high value to Spaniards: it is associated with their roots, history, traditions, family and friends. It is important to note that the archetypal opposition of «friend vs. foe» is increasingly present in the regional context, even though the people are from the same country; hence, expressive words need to be differentiated in terms of auto- and heteronomination. While evaluative selfnames usually have positive connotations, glorifying a quality of the inhabitants of a certain area, heteronomination, as a rule, implies negative evaluation, as it names «the other», the people whose values are not shared or are not deemed important. Autonomination based on pride in one’s origin, roots and traditions (maños, gatos, guanches) serves as a tool for strengthening identity, while heteronomination (paleto, charnego, polaco) reveals social contradictions related to ethnic, cultural or class differences. It is particularly interesting to explore the connection between linguistic nomination and football culture, in which fan nicknames (culés, merengues, colchoneros) become symbols of regional pride and continuity of traditions. Thus, expressive nomination not only reflects but also shapes the cultural codes of Spanish society, acting as an important element of its linguistic worldview.