Введение. Цифровые подготовительные факультеты - новое для методики преподавания русского языка как иностранного понятие, быстро вошедшее в употребление в период пандемии. Всестороннее изучение данного феномена с теоретической и практической сторон, в частности исследование истории его возникновения, действующих примеров его реализации, а также используемых в их рамках моделей довузовской языковой подготовки иностранных студентов - одна из актуальных задач современной педагогики. Цель исследования - изучение трех моделей обучения действующих цифровых подготовительных факультетов России и выявление степени их эффективности для языковой довузовской подготовки иностранных граждан. Материалы и методы. В ходе исследования были использованы следующие методы: аналитический обзор и сравнительно-сопоставительный анализ моделей обучения действующих цифровых подготовительных факультетов в России (РУДН, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Сеченовского университета); метод оценивания эффективности данных моделей в соответствии со специально выделенными критериями; анкетирование студентов, проходивших обучение по анализируемым моделям, направленное на выявление степени их эффективности. В анкетировании приняли участие в общей сложности 72 студента. Результаты исследования. Подробный анализ трех моделей обучения показал, что они значительно отличаются по количеству контактной (от 400 до 900 академических часов онлайн-занятий) и самостоятельной (от 200 до 800 академических часов самостоятельной работы) нагрузки студентов, а также по уровню интерактивности, современности и качеству используемых для их реализации электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Предварительное оценивание данных моделей предполагало безусловное лидерство модели «перевёрнутого класса» и ЭОР, используемых в РУДН, со средним баллом эффективности 9/10. Однако результаты анкетирования студентов продемонстрировали средний балл оценки эффективности данной модели лишь 6,65/10, тогда как традиционная модель обучения с большим количеством контактных часов преподавателя и студентов получила максимальную оценку студентов - 7,32/10. Заключение. Результаты анкетирования демонстрируют относительно небольшой отрыв и первенство традиционной модели обучения, перенесенной в дистанционный формат, в сравнении с инновационной моделью «перевернутого класса». Авторы отмечают, что при интерпретации полученных данных следует учитывать национальную картину мира участников анкетирования, включающую в том числе и представления об эффективных стратегиях обучения. Несмотря на данные анкетирования, авторы делают вывод о необходимости совершенствования подходов к реализации модели «перевернутого класса» на цифровых подготовительных факультетах в будущем.
Introduction. International online foundation programmes are a new concept for the methodology of teaching Russian as a foreign language, which quickly came into use during the pandemic period. A comprehensive study of this phenomenon both from the theoretical and practical sides, in particular the study of the history of its emergence, current examples of its implementation, as well as the teaching models of pre-university foreign students’ language training within their frameworks is one of the topical issues of modern pedagogy. The study aims to examine three teaching models of current digital preparatory faculties in Russia and to identify the degree of their effectiveness for pre-university language training of foreign citizens. Materials and Methods. The following methods were used in the course of the study: analytical review and comparative analysis of the teaching models at the existing digital online foundation programmes in Russia (at RUDN University, Pushkin State Institute of Russian Language and Sechenov University); method of evaluating the effectiveness of these models in accordance with specially selected criteria; questionnaire survey of students who were trained according to the analysed models, aimed to identify the degree of their effectiveness. A total of 72 students participated in the questionnaire. Results of the study. A detailed analysis of the three training models showed that they differ significantly in the amount of contact (from 400 to 900 academic hours of online classes) and independent (from 200 to 800 academic hours of independent work) student workload hours, as well as in the level of interactivity, modernity and quality of the electronic educational resources (EERs) that are used for their implementation. Preliminary evaluation of these models suggested the absolute leadership of the "flipped classroom" model and EERs used at RUDN University with an average efficiency score of 9/10. However, the results of the students' questionnaire showed the average efficiency score of this model to be only 6.65/10, whereas the traditional teaching model with a large number of contact student-teacher hours received the maximum score of 7.32/10. Conclusion. The results of the questionnaire demonstrate a relatively small gap and superiority of the traditional teaching model transferred to a distance format compared to the innovative model of the "flipped classroom". The authors note that when interpreting the data obtained, it is necessary to take into account the national background of the questionnaire participants, including their perceptions of effective teaching strategies. Despite the questionnaire data, the authors conclude that it is necessary to improve approaches to the implementation of the "flipped classroom" model at international online programmes in the future.