Театрализация как прием психологического воздействия в садово-парковом искусстве XVIII-XIX веков

Автор обращается к садово-парковому искусству XVIII-XIX вв., представляющему собой уникальный культурный феномен, в котором соединились эстетические и философские идеи эпохи, достижения архитектуры, скульптуры, ландшафтного дизайна и инженерии. В статье выявляется роль и основных приемов театрализации как средства психологического воздействия на зрителя. Используя семантический и иконологический анализ элементов садово-паркового ансамбля, сравнительно-исторический анализ приемов организации пространства, культурно- семиотический подход, в работе предпринята попытка обобщить и систематизировать конкретные художественные приемы театрализации, рассмотреть их как целостную семиотическую систему. Особое внимание уделяется именно психологическим аспектам восприятия, механизмам эмоционального воздействия театрализованной среды на сознание посетителя. В заключении отмечается, что разнообразные «сценические» эффекты и приемы имели целью создание особой эмоциональной атмосферы, вовлечение посетителя в напряженный внутренний диалог с культурными смыслами и кодами. Изучение и сохранение этого драгоценного пласта культурного наследия требует пристального внимания исследователей и реставраторов, вдумчивого анализа и бережного профессионального подхода.

The author refers to the garden and park art of the 18th-19th centuries, which is a unique cultural phenomenon that combines aesthetic and philosophical ideas of the era, achievements of architecture, sculpture, landscape design and engineering. The paper reveals the role and main techniques of theatricalisation as a means of psychological impact on the viewer. Using semantic and iconological analysis of elements of a garden and park ensemble, comparative historical analysis of techniques of space organisation, cultural and semiotic approach, the paper attempts to generalise and systematise specific artistic techniques of theatricalisation, to consider them as a complete semiotic system. Particular attention is paid to the psychological aspects of perception, mechanisms of emotional impact of the theatricalised environment on the consciousness of the visitor. In conclusion, it is noted that a variety of “stage” effects and techniques were aimed at creating a special emotional atmosphere, involving the visitor in an intense internal dialog with cultural meanings and codes. The study and preservation of this precious layer of cultural heritage requires close attention of researchers and restorers, thoughtful analysis and careful professional approach.

Авторы
Номер выпуска
82
Язык
Русский
Страницы
35-44
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева
Ключевые слова
gardens and parks; landscape; theatricalisation; semantics; psychology of perception; cultural heritage; сады и парки; ландшафт; театрализация; семантика; психология восприятия; культурное наследие
Цитировать
Поделиться

Другие записи

ВАН Лэй, КАРАБУЛАТОВА И.С.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Адыгейский государственный университет. 2024. С. 65-80