В статье приведены некоторые современные теории интеллекта и подходы к его исследованию. Рассмотрены как психометрические подходы, так и взгляд с точки зрения нейрофизиологии или эволюционных теорий. Данные теории показывают неоднородность интеллекта при психометрическом подходе, в частности в одной из наиболее авторитетных теорий Каттелла - Хорна - Кэрролла, и в то же время возможную универсальную психофизиологическую базу, как в исследованиях кортикальных колонок Джефа Хокинса. Одновременно с этим подчеркивается возможно меньшее влияние языка на природу интеллекта при эволюционном подходе к исследованию. В статье сделана попытка связать данные теории с исследованиями когнитивной сложности и найти применение последних открытий в области исследования интеллекта к изучению когнитивно сложной личности. Перечисленные подходы и их результаты позволяют сделать ряд предположений относительно природы когнитивной сложности, которые позволили бы продвинуться в ее исследовании. В частности, фундаментально предиктивная природа неокортекса, описанная через повышение восприимчивости нейронов к возбуждению, делает акцент на построении мозгом гипотез на фундаментально более глубоком уровне, чем это описано у Келли. Схожее направление дает и исследование природы интеллекта с эволюционной точки зрения. Если у Келли конструкты так или иначе связаны с языком, вполне возможно, что применение парадигмы, меньше завязанной на язык, позволило бы открыть новые грани когнитивной сложности. Интересное направление задают и современные психометрические подходы.
The article provides some modern theories of the intellect and approaches to its research. Psychometric, evolutionary and neurophysiological approaches are described. Those theories show heterogeneity of the intellect when approached in a psychometric way in particular using The Cattell-Horn-Carroll Theory of Cognitive Abilities. At the same time, the neurophysiological approach proposed by Jeff Hawkins in his theory of cortical columns suggests a fundamentally homogeneous basis. The evolutionary perspective stresses the probably less important role of language in intellectual activity. An attempt is made to link these theories with the research in cognitive complexity and to find a way to use the latest discoveries in intelligence research in cognitive-complex personality studies. The listed approaches and their results allow us to make a number of assumptions regarding the nature of cognitive complexity, which would allow progress in its research. In particular, the fundamentally predictive nature of the neocortex, described by increasing the susceptibility of neurons to excitation, emphasizes the brain's hypothesis building at a fundamentally deeper level than described by Kelly. A similar direction is given by the study of the nature of intelligence from an evolutionary point of view. If Kelly's constructs are somehow linked to language, it is possible that using a less language-bound paradigm would open up new dimensions of cognitive complexity. Modern psychometric approaches also set an interesting direction.