Переосмысление структуры транспортных коммуникаций - одна из глобальных тем градостроительной реконструкции городов на рубеже 20-21 веков. Она затронула как «бывший», так и действующий транспорт: улично-дорожную сеть, рельсовые (трамвай) и железнодорожные коммуникации, а также их заглубленные и полузаглубленные структуры, что способствовало появлению новых гибридных объектов, интегрирующих в своей модели эксплуатируемую кровлю с рекреационным многофункциональным наполнением и задачами транспортного развития территорий. При реконструкции сложившейся городской ткани именно протяженные линейные участки бывших железнодорожных магистралей представляют огромный резерв для восстановления или восполнения природного каркаса города технологическими средствами. В то время, как действующие магистрали, по своей структуре, содержат буферные зеленые участки, также обладающие потенциалом для современной трансформации в рекреационные зоны с экологической направленностью. Реструктуризация территории в контуре транспортных магистралей с выявлением резервных участков для будущего экологического развития позволит перейти к новым градостроительным моделям как бывших, так и действующих коммуникаций в контексте сохранения природных участков и восполнения природы технологическими средствами инженерной подготовки. В зависимости от расположения в городской ткани (центр, средина или периферия) транспортные коммуникации с новыми подходами в инженерной подготовке территории и включением открытого дренажа по сбору, перемещению и аккумулированию дождевой воды для питания зеленых компонентов в своей структуре могут стать локальными элементами формируемого нового природно-инженерного каркаса города по управлению глобальными процессами урбанизации и изменением климата.
Rethinking the structure of transport communications is one of the global themes of urban reconstruction at the turn of the 20th and 21st centuries. It affected both "former" and current transport: the street and road network, rail (tram) and railway communications, as well as their buried and semi-buried structures, which contributed to the emergence of new hybrid facilities integrating in their model the exploited roof with recreational multifunctional filling and the tasks of transport development of territories. During the reconstruction of the existing urban fabric, it is the extended linear sections of the former railway lines that represent a huge reserve for restoring or replenishing the natural framework of the city with technological means. While the existing highways, by their structure, contain buffer green areas, which also have the potential for modern transformation into recreational areas with an ecological orientation. The restructuring of the territory in the contour of highways with the identification of reserve areas for future environmental development will allow us to move to new urban planning models of both former and existing communications in the context of preserving natural sites and replenishing nature with technological means of engineering training. Depending on the location in the urban fabric (center, middle or periphery), transport communications with new approaches in the engineering preparation of the territory and the inclusion of open drainage for collecting, moving and accumulating rainwater to feed green components in their structure can become local elements of a new natural engineering framework of the city being formed to manage global urbanization processes and climate change.