Специфика профессиональной субъектности учителя

Новые стандарты профессиональной деятельности педагогов различных специальностей устанавливают запрос на овладение учителями ступени общего образования системой современных профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций. Данная система инновационна; при этом не все элементы данной системы (профкомпетенции, профзнания и т. п.) сформированы у педагогических работников в полной мере. На их формирование направлена деятельность образовательных организаций системы дополнительного профессионального образования посредством разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, диагностики профессиональных дефицитов учителей, организации соответствующего обучения, осуществления индивидуализации образования учителя и т. п. Важным становится такое включение учителя в обучение, в котором он является субъектом своей учебной деятельности, опираясь на собственную профессиональную субъектность. Цель данной статьи - предъявление специфики профессиональной субъектности учителя через описание ее основных функций: мотивации, организации, рефлексии. Базовыми основаниями в нашем исследовании были выбраны: оценивание литературных источников по указанному вопросу и выявление, описание функций профессиональной субъектности учителя. Результатом статьи стали выделенные и описанные функции профессиональной субъектности учителя. Функция мотивации предполагает инициирование активности, самомотивацию на учебную деятельность в образовательной организации системы дополнительного профессионального образования. Функция организации учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования реализуется в ситуации, где учитель самостоятельно разрабатывает собственную учебную деятельность и управляет ею. Функция рефлексии обеспечивается выполнением процедуры сопоставления поставленной цели и полученного результата учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении, определении специфики профессиональной субъектности учителя. Практическая значимость статьи состоит в создании характеристик основных функций профессиональной субъектности учителя.

New standards of professional activity for teachers of various specialties establish a demand for teachers of the general education level to master a system of modern professional knowledge, skills, abilities, and competences. This system is innovative; however, not all elements of this system (professional competences, professional knowledge, etc.) are fully formed in teaching staff. The activities of educational organizations of the additional professional education system are aimed at their formation through the development of additional professional programs for advanced training, diagnostics of professional teachers’ deficiencies, organization of appropriate training, implementation of individualization of teacher education, etc. It is important to include a teacher in training, in which he/she is the subject of his/her educational activity, relying on his/her own professional subjectivity. The aim of this article is to present the specifics of the professional subjectivity of a teacher through the description of its main functions: motivation, organization, reflection. The basic foundations in our study were: evaluation of scientific sources on this issue and identification, description of the functions of the professional subjectivity of a teacher. The article resulted in the identified and described functions of the professional subjectivity of a teacher. The motivation function involves initiating activity, self-motivation for educational activities in an educational organization of additional professional education. The function of organizing the educational activities of a teacher in an educational organization of additional professional education is realized in a situation where a teacher independently develops his/her own educational activities and controls them. The reflection function is ensured by performing the procedure of comparing the set goal and the obtained result of the educational activities of a teacher in an educational organization of additional professional education. The theoretical significance of the study lies in identifying and defining the specifics of the professional subjectivity of a teacher. The practical significance of the article lies in creating characteristics of the main functions of the professional subjectivity of a teacher.

Авторы
Пилюгина С.А.1 , Сергеева М.Г. 2
Издательство
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»
Номер выпуска
12
Язык
Русский
Страницы
218-230
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • 2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Ключевые слова
reflection; organization; subjectivity; professional subjectivity; system of additional professional education; professional subjectivity of the teacher; functions of the professional subjectivity of the teacher: motivation; субъектность; профессиональная субъектность; рефлексии; система дополнительного профессионального образования; организации; профессиональная субъектность учителя; функции профессиональной субъектности учителя: мотивации
Цитировать
Поделиться

Другие записи