ПОИСК «ИНОГО ЦАРСТВА»: ОБРАЗ ПОЭТА В ЛИРИКЕ В. ДУДАРЕВА И Е. ГУСЕВА

Цель исследования - выявить философский, онтологический, аспект образа поэта в стихах современных русских поэтов Валерия Федоровича Дударева и Евгения Павловича Гусева. Объект статьи - два стихотворения: «Поэты» (В. Дударев) и «Возвращение» (Е. Гусев). Предметом исследования выступает эйдология «иного царства», которая является фундирующей для образа поэта в лирике современников. Проводятся параллели с русской волшебной сказкой, ее иномирной эстетикой, строящейся на онтологическом поиске «иного царства», идеального мира. В стихах современных поэтов раскрывается аксиологическая и онтологическая сущность этого поиска «иного царства», который способен осуществить только художник слова, чувствующий знаки судьбы, профетически относящийся к жизни. Обращаемся к русской философии начала XX века, наследию С. Франка, показавшего апофатический горизонт поэзии, и отечественному литературоведению, работам В. Кожинова, в которых поэзия понимается ноуменально. Методология работы базируется на использовании герменевтико-интерпретационного анализа текста, также применяется сравнительный метод. Результаты работы могут быть интересны литературоведам, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, философии.

The aim of the study is to identify the philosophical, ontological aspect of the poet's image in the poems of modern Russian poets Valery Fedorovich Dudarev and Evgeny Pavlovich Gusev. The object of the article is two poems: "Poets" (V. Dudarev) and "Return" (E. Gusev). The subject of the study is the eidology of "another kingdom", which is the foundation for the image of the poet in the lyrics of his contemporaries. Parallels are drawn with the Russian fairy tale, its otherworldly aesthetics, built on the ontological search for "another kingdom", an ideal world. The poems of modern poets reveal the axiological and ontological essence of this search for "another kingdom", which can only be realized by an artist of the word, who feels the signs of fate, prophetically treating life. We turn to Russian philosophy of the early 20th century, the legacy of S. Frank, who showed the apophatic horizon of poetry, and Russian literary criticism, the works of V. Kozhinov, in which poetry is understood noumenal. The methodology of the work is based on the use of hermeneutic-interpretative analysis of the text, and the comparative method is also used. The results of the work may be of interest to literary scholars who include literature in the space of a large dialogue of cultures, and can also be used in teaching courses on cultural studies and philosophy.

Издательство
Самарский федеральный исследовательский центр РАН
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
51-56
Статус
Опубликовано
Том
26
Год
2024
Организации
  • 1 РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
  • 2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • 3 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
modern Russian culture and literature; ontological; thanatological text; the work of Evgeny Gusev; the poetics of Valery Dudarev; folklore; современная русская культура и литература; онтологический; танатологический текст; творчество Евгения Гусева; поэтика Валерия Дударева; фольклор
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Юсеф Ю.Н., Шелудченко В.М., Будзинская М.В., Смирнова Т.В., Козловская Н.Л., Дуржинская М.Х., Краснолуцкая Е.И., Кучиева А.М.
ВЕСТНИК ОФТАЛЬМОЛОГИИ. ООО "Издательство Медиа Сфера". Том 140. 2024. С. 90-99
Непомнящих Н.М., Хозов А.В.
Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. Научные статьи. Тезисы докладов аспирантов, магистрантов и молодых ученых. Южный федеральный университет. 2024. С. 28-34