К религиозно-философскому осмыслению и построению типологии образов женщин-мистиков

В контексте изучения гендерных проблем в философии и истории религий довольно мало исследованы средневековые письменные источники, отражающие судьбы и творчество женщин-мистиков, ставших канонизированными святыми. В настоящей статье предпринимается попытка «извлечь из прошлого» и «реанимировать» историческую память о трех выдающихся женщинах-мистиках, две из которых жили в Южной Индии (Тамилнад) и принадлежали к традиции индуизма - Кареиккал Аммейяр (Kāraikkāl Ammayār, VI в.) и Андаль (Āṇṭāḷ, VII-VIII вв.); третья - Раби’а ал-Адавийа (Rābi‘a al-‘Adawiya) - жила в Ираке (Баcра Baṣra, VIII-IX вв.) и исповедовала ислам. Данное исследование носит компаративистский характер и состоит из трех «блоков», содержащих краткие религиозно-культурные описания жизни и творчества каждой из трех женщин-мистиков соответственно, с анализом осмысления их образов, донесенного до нас соответствующей религиозно-философской традицией (с применением к их аналитической трактовке метода ситуативной герменевтики, разработанного Р.В. Псху). Выявляется и рассматривается ряд важных вопросов, таких как, например: преодолевает или не преодолевает свое отождествление с гендерной принадлежностью реализованная в Боге женщина? Какова взаимозависимая связь ее религиозных представлений и возможной «реакции» божественного объекта ее любви? Представленное авторами философское осмысление образов трех упомянутых святых из разных религиозных традиций может рассматриваться как материал для построения типологии женщин-мистиков.

In the context of the study of gender issues in philosophy and the history of religions, medieval written sources reflecting the destinies and creativity of women mystics who became canonized saints have been studied quite little. This article attempts to “extract from the past” and “reanimate” the historical memory of three outstanding women mystics, two of whom lived in South India (Tamil Nadu) and belonged to the Hindu tradition - Kāraikkāl Ammayār, 6th century, and Āṇṭāḷ, 7th-8th centuries; the third one - Rabi‘a al-‘Adawiya - lived in Iraq (Baṣra, 8th-9th centuries) and professed Islam. This study is comparative in nature and consists of three “blocks” containing brief religious and cultural descriptions of the life and activities of each of the three women mystics, respectively, with an analysis of the understanding of their images, brought to us by the corresponding religious and philosophical tradition (using the method of situational hermeneutics developed by R. Pskhu). A number of important issues are considered, such as, for example: whether a woman realized in God overcomes or does not overcome her identification with gender? what is the interdependent relationship between her religious beliefs and the possible “reaction” of the divine object of her love, etc.? The philosophical understanding of the images of the three mentioned saints from different religious traditions, presented by the authors, can be considered as material for constructing a typology of female mystics.

Издательство
RUSSIAN ACAD SCIENCES-INST PHILOSOPHY / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
92-111
Статус
Опубликовано
Том
17
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
mysticism; bhakti; sufism; Kāraikkāl Ammayār; Āṇṭāḷ; Rabi‘a al-‘Adawiya; gender; мистицизм; бхакти; суфизм; Кареиккал Аммейяр; Андаль; Раби’а ал-Адавийа; гендер
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Wang Kexin, Solovieva Y.V.
Современная экономика: проблемы и решения. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный университет". 2024. С. 146-160