Разработка и экспертная оценка мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями в субъектах Российской Федерации

Исследование проводилось методом экспертного опроса по разработанной анкете, которая состояла из 5 основных частей. В исследование было включено 118 специалистов в области организации здравоохранения, осуществляющих организационнометодическую деятельность на уровне медицинских организаций и субъектов Российской Федерации с опытом работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Средний коэффициент компетентности экспертов составил 0,78 и 0,80. Для вопросов с количественными оценками в баллах рассчитывался коэффициент согласованности Кендалла (W), оценка статистической значимости различий между ответами экспертов проводилась с помощью непараметрического критерия Фридмана, оценка внутренней согласованности экспертной анкеты и ее разделов проводилась при помощи коэффициента альфа Кронбаха (а). Разработанная анкета обладала высокой степенью согласованности (коэффициент альфа Кронбаха а=0,909 - а=0,917). Основные параметры, отражающие результативность онкологической помощи, представляли для респондентов высокую значимость, при этом результаты ключевых показателей определялись преимущественно достигнутыми, а результаты мероприятий - частично выполненными. В ходе опроса были сформированы предложения о внедрении новых показателей, в частности, характеризующих лекарственное обеспечение и эффективность проведения диагностических исследований. Для совершенствования организационной структуры онкологической службы были определены следующие направления: 1) развитие телемедицинских технологий, систем поддержки принятия врачебных решений и систематического сбора расширенного набора клинических данных; 2) оптимизация маршрутизации пациентов с онкологическими заболеваниями. Для совершенствования лекарственного обеспечения были сформированы следующие предложения: 1) контроль соответствия лекарственной терапии клиническим рекомендациям, в том числе мониторинг назначения таргетных препаратов по результатам молекулярно-генетических исследований; 2) увеличение количества проведенных молекулярно-генетических исследований при назначении таргетных противоопухолевых лекарственных препаратов; 3) увеличение «объёмных» характе ристик лекарственного обеспечения пациентов со ЗНО - повышение доступности за счет увеличения закупок лекарственных препаратов; 4) повышение «эффективных» характеристик лекарственного обеспечения пациентов со ЗНО - за счет приоритетного обеспечения препаратами с большей эффективностью. Для совершенствования организации немедикаментозных опций терапии пациентам онкологического были сформированы следующие предложения: 1) увеличение хирургической активности в отношении пациентов со ЗНО - повышение доступности оперативных вмешательств за счет увеличения объемов медицинской помощи; 2) мониторинг «полноты» использования закупаемого оборудования для лучевой терапии (мониторинг нагрузки на оборудование и использования только для пациентов со ЗНО); 3) увеличение объемов выполняемой лучевой терапии пациентам со ЗНО. Согласованность экспертных мнений для всех показателей, мероприятий и предложений была низкой (W<0,3). Гетерогенность мнений специалистов подчеркивает сложность и комплексность вопросов оказания онкологической помощи, влияние множества факторов на подходы к ее организации в субъектах Российской Федерации. Разработанные мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями и результаты их экспертной оценки могут быть использованы для повышения эффективности управления здравоохранением как в рамках стратегического планирования на федеральном уровне при планировании и разработке государственных проектов и программ, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан при планировании и разработке региональных проектов.

The objective of the study was to develop an index of innovative readiness of the environment for the implementation of innovative technologies at the level of a healthcare organization. The following materials were used: legislation in the field of healthcare, including compulsory medical insurance: federal laws of the Russian Federation, decrees of the Government of the Russian Federation, orders of the Ministry of Health of Russia, and other methodological materials. Foreign and domestic scientific publications devoted to the implementation of innovative medical technologies in healthcare organizations were also used. Factors and parameters that determine the readiness of the environment of a healthcare organization for the implementation of certain medical technologies were extracted from regulatory legal acts and scientific publications in a structured form. Criteria for a comprehensive analysis of the possibility of implementing an innovative medical technology in a healthcare organization, combined into 8 main blocks, on key aspects of assessing the regional healthcare system in terms of implementing innovations: sufficient qualifications and motivation (interest) of personnel; readiness and interest of the management of the healthcare organization and the founder in implementing the innovative method; sufficient patient population for using the innovative method; availability of practical experience in using analogs of the innovative method in a healthcare organization; availability of the necessary equipment and/or drugs; availability of the necessary buildings and premises; preliminary assessment of the clinical and economic efficiency of implementing an innovative method in a medical organization; sufficiency of tariffs and volumes of medical care for the innovative method and its analogue (comparison method) in a medical organization. The environment of a medical organization is recognized as ready for implementing an innovative medical technology if the total number of points on the checklist is 8 or more points (there must be a «yes» answer to at least one item from each section of the checklist, +1 additional point for one more «yes» answer in any of the sections).

Авторы
Хайлова Ж.В.1, 2 , Омельяновский В.В.2, 3, 4, 5 , Михайлов И.А. 2, 3, 4 , Комаров Ю.И. 6, 7 , Слабикова А.А.3 , Иванов С.А. 1 , Каприн А.Д. 1, 8
Издательство
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко"
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
116-126
Статус
Опубликовано
Том
28
Год
2024
Организации
  • 1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • 2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • 3 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи»
  • 4 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
  • 5 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»
  • 6 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н. Н. Петрова Министерства здравоохранения Российской Федерации»
  • 7 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО»
  • 8 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Ключевые слова
innovative technologies; healthcare management; medical organization; implementation of innovative medical technologies; clinical testing; управление здравоохранением; онкологические заболевания; национальные проекты; федеральные проекты; оказание медицинской помощи; организация оказания медицинской помощи
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Фомина А.В., Пляскина У.С.
Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко". Том 28. 2024. С. 80-86