Исследование посвящено одной из актуальнейших проблем современных нейронаук - изучению структурных преобразований ассоциативных зон неокортекса человека в процессе постнатального развития. С применением гистологических методик и морфометрии на секционном материале задней ассоциативной коры и префронтальной коры большого мозга детей (105 мальчиков и 6 девочек) в возрасте от рождения до 12 лет в годовых интервалах изучали возрастные изменения толщины коры, а также толщины наружной (слой III) и внутренней (слой V) пирамидных пластинок на препаратах, окрашенных крезиловым фиолетовым по Нисслю. Установлено, что наиболее значимые количественные изменения цитоархитектоники ассоциативных зон коры в различных корковых полях прослеживаются на протяжении первого года жизни, а также к 3 и 6-7 годам. Микроструктурные изменения у типично развивающихся детей позволяют выделить ряд морфофункциональных особенностей задней ассоциативной и префронтальной коры, определяющих реализацию наиболее сложных когнитивных процессов и лежащих в основе совершенствования коммуникативной деятельности и социального поведения ребенка.
The study is devoted to one of the most urgent problems of modern neuroscience, which consists in the formation of ideas about the structural formation of human cortical associative zones during postnatal development. We used sectional material of the posterior associative cortex and prefrontal cortex of children (105 boys and 6 girls) aged from birth to 12 years, grouped in annual intervals. Using histological techniques and morphometry, we studied age-related changes in cortical thickness, thickness of the external (layer III) and internal (layer V) pyramidal layers on preparations stained with Nissl's cresyl violet. We have found that the most significant quantitative changes in the cytoarchitectonics of associative cortical zones in different cortical fields can be traced throughout the first year of life, as well as by 3 and 6-7 years of age. Microstructural changes in typically developing children allow us to identify a number of morphofunctional features of the posterior associative and prefrontal cortex that determine the implementation of the most complex cognitive processes and underlie the improvement of communicative activity and social behavior of the child.