В рамках сопоставительного анализа творчества Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера рассмотрена реализация архетипической модели сознания и поведения «человека из подполья» (нашедшей свое наиболее полное воплощение в образе героя-рассказчика повести Достоевского «Записки из подполья») в характере Томаса Сатпена - главного героя романа Фолкнера «Авессалом, Авессалом!». Отмечается факт появления устойчивой ассоциации творчества Фолкнера с романами Достоевского уже к началу 1940-х гг., давшей впоследствии импульс для ряда сопоставительных исследований не только в западной литературной критике, но и (позднее) в отечественном литературоведении. Черты человека из «подполья» (неприятие Божьего мира, Человекобожество, осознание своего несоответствия идеалу, жестокая самоказнь и эстетизация ее, нравственное отчуждение и духовный распад) реализованы во многих героях произведений Достоевского и Фолкнера (Раскольников, Свидригайлов, Ипполит Терентьев, Ставрогин, Аркадий Долгорукий, Иван Карамазов; молодой Баярд Сарторис, Квентин Компсон, Джо Кристмас). Относительно Томаса Сатпена в критике давно уже устоялось мнение о том, что, рассматривая таких героев Достоевского, как Раскольников и Аркадий Долгорукий, можно практически во всех деталях увидеть его портрет-прообраз. В данной исследовании, учитывая то, что в характере Томаса Сатпена воплощено «подполье» «ставрогинского» типа (без самоказни героя за собственное несоответствие идеалу), проведено сопоставление Ставрогин - Сатпен. Николай Ставрогин совершал чудовищные злодеяния ради эстетизации своего безнравственного бытия. Томас Сатпен, стремившийся любой ценой основать свою династию, шел на любые преступления для достижения своей цели. Но оба героя, поправ чувства людей, выпали из человеческого рода и потерпели сокрушительное поражение.
As part of comparative studies of the works of F.M. Dostoevsky and W. Faulkner, the implementation of the archetypal pattern of “underground” thinking and behaving (most completely embodied in the narrator of Dostoevsky’s novella “Notes from Underground”) in the character of Thomas Sutpen, the main character of Faulkner’s novel “Absalom, Absalom!”, is considered. The mere appearance of a stable association of Faulkner’s works with Dostoevsky’s novels by the early 1940s which subsequently gave impetus to a number of comparative studies not only in Western literary criticism but also (later on) in national literary studies is noted. The traits of the Underground Man (non-acceptance of God-created world, Man-god consciousness, awareness of inconsistency with Man-god ideal, cruel self-punishment and aesthetization of it, moral alienation, and spiritual decay) are realized in many characters of Dostoevsky and Faulkner (Raskolnikov, Svidrigailov, Ippolit Terentyev, Stavrogin, Arkady Dolgoruky, Ivan Karamazov; young Bayard Sartoris, Quentin Compson, Joe Christmas). As for Thomas Sutpen, the opinion has long been established in criticism that considering such characters of Dostoevsky as Raskolnikov and Arkady Dolgoruky, one can discover a portrait, which prefigures his character in almost every detail. In this study, given that Thomas Sutpen is the bearer of the “underground” of the “Stavrogin” type (without self-punishment for inconsistency with the ideal), a comparison between Stavrogin and Sutpen is made. Nikolai Stavrogin committed monstrous crimes for the sake of anesthetization of his immoral existence. Thomas Sutpen who sought to establish his dynasty at any cost went to any crime to achieve his goal. But both of them, trampling on the feelings of people, fell out of the human race and suffered a crushing defeat.