ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Обоснование. Формирование ценностей в подростковом возрасте является одной из приоритетных задач школьного обучения и воспитания, так как именно ценности определяют отношения человека с социумом. В ходе коммуникации и взаимодействия с окружающим миром у подростков формируются личностные особенности, в том числе эмоциональный интеллект, восприятие подростками ценностей и смыслов. Цель - изучить особенности ценностных ориентаций у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта. Материалы и методы. В ходе изучения ценностных ориентаций подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 подростков в возрасте 14-15 лет школ города Набережные Челны. Диагностический инструментарий исследования включал использование следующих методик: «Диагностика ценностных ориентаций подростков» (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), опросник «Эмоциональный интеллект» (Д.В. Люсин). Математическая обработка результатов осуществлялась методом t-критерий Стьюдента. Результаты. Дети подросткового возраста учатся понимать собственные эмоции, но пока еще с трудом распознают эмоциональные состояния других людей, чаще это происходит по внешней экспрессии, проявляя при этом сниженную чуткость к душевному состоянию других людей. Они плохо контролируют свои эмоции и не умеют управлять эмоциями окружающих сверстников и неспособны управлять внешними экспрессивными проявлениями своих эмоций и сдерживать мимику, жесты. У подростков проявляются ценности «познание», «я-ценность», «другой-ценность», для подростков не так значима общественно полезная деятельность, и они не считают ответственность ценным качеством. В категории «терминальные ценности» для подростков важнее иметь верных друзей, здоровье, свободу и материальное благополучие. Меньше всего подростков интересует счастье в семейной жизни, счастье других и наличие общественного признания. В категории «инструментальные ценности» важнее для подростков радоваться жизни, приносить пользу в общем деле, быть воспитанным и образованным. Меньше всего подростки обращают внимание на ответственность, высокие запросы, и широту взглядов.

Background. The formation of values in adolescence is one of the priority tasks of school education and upbringing, since it is values that determine a person’s relationship with society. In the course of communication and interaction with the surrounding world, adolescents form personal characteristics, including emotional intelligence, adolescents’ perception of values and meanings. Purpose. To study the features of value orientations in adolescents with different levels of emotional intelligence. Materials and methods. In the course of studying the value orientations of adolescents with different levels of emotional intelligence, an empirical study was conducted with the participation of 50 adolescents aged 14-15 years of Naberezhnye Chelny city schools. Diagnostic tools of the study included the use of the following methods: ‘Diagnostics of value orientations of adolescents’ (V.F. Sopov L.V. Karpushina), “Value orientations” (M. Rokich), questionnaire “Emotional intelligence” (D.V. Lyusin). Mathematical processing of the results was carried out by Student’s t-criterion method. Results. Adolescent children learn to understand their own emotions, but still have difficulty recognising the emotional states of other people, more often by external expression, while showing little sensitivity to the mental state of others. They have poor control over their emotions and are unable to manage the emotions of their peers and are unable to manage external expressive manifestations of their emotions and restrain facial expressions and gestures. Teenagers display the values ‘cognition’, ‘I-value’, ‘other-value’, socially useful activity is not so significant for teenagers, and they do not consider responsibility a valuable quality. In the ‘terminal values’ category, it is more important for adolescents to have loyal friends, health, freedom and material well-being. Adolescents are least interested in happiness in family life, happiness of others and social recognition. In the ‘instrumental values’ category, it is more important for adolescents to enjoy life, to be useful in a common cause, and to be well-mannered and educated. Adolescents pay the least attention to responsibility, high demands, and broad-mindedness.

Авторы
Анисимова Ю.Н. 1 , Хуснутдинова Р.Р.1 , Каменева Г.Н. 2
Издательство
ООО "Научно-инновационный центр"
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
645-664
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2024
Организации
  • 1 Набережночелнинский государственный педагогический университет
  • 2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
value orientations; emotional intelligence; adolescence; terminal values; instrumental values; ценностные ориентации; эмоциональный интеллект; подростковый возраст; терминальные ценности; инструментальные ценности
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Царегородцев А.В., Мухин И.Н., Волков С.Д.
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии. 2024. С. 196-203
БУХМАЛЕЦ К.Д.
ИННОВАЦИИ В ТЕХНОЛОГИЯХ И ОБРАЗОВАНИИ. Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, Филиал в г. Белово. 2024. С. 218-222