ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА С КОМПОНЕНТОМ "СОЛЬ" КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

Постановка проблемы. В статье проводится исследование уровня сформированности в языковом сознании иностранных студентов-первокурсников лингвокультурного концепта «соль». Проблема исследования - поиск средств и методов развития языкового сознания студентов на уроках русского языка как иностранного. Цель статьи - представить авторские методические рекомендации по развитию уровня сформированности лингвокультурной компетенции иностранных студентов на уроках русского языка с использованием фразеологических единиц и лингвокультурной информации о соли. Методология и методы исследования. Методологию исследования составили анализ научной литературы, эксперимент, измерение, описание, классификация. Материалы исследования: научная и методическая литература по вопросу исследования, историко-культурная литература, тексты народного творчества, паремиологический фонд русского языка, результаты эксперимента. Результаты исследования. Проведено экспериментальное исследование, целью которого явилось определение уровня знаний студентов-иностранцев в области русской культуры и паремиологии применительно к понятию «соль». Результаты эксперимента свидетельствуют о трудностях в понимании речевого высказывания, содержащего лексему «соль». Методический сценарий урока направлен на формирование в языковом сознании студентов понятийной сферы концепта «соль» и на развитие их речевых умений и навыков. Заключение. Результаты настоящего исследования, методические рекомендации и упражнения могут быть использованы преподавателями-практиками в процессе обучения иностранцев русскому языку, а также учителями национальных школ Российской Федерации.

Statement of the problem. The article studies the level of formation of the linguistic and cultural concept ‘salt’ in the linguistic approach of first-year foreign university students. The problem of the research is the search for means and methods for developing the linguistic consciousness of students at the lessons of Russian as a foreign language. The purpose of the article is to present the author’s methodological recommendations for developing the level of formation of linguocultural competence among foreign university students during Russian language lessons using phraseological units and linguocultural information about salt. Methodology (materials and methods). The research methodology included analysis of scientific literature, experiment, measurement, description, and classification. Research materials: scientific and methodological literature on the research issue, historical and cultural literature, folk art texts, paremiological fund of the Russian language, and experiment results. Research results. The purpose of the conducted experimental study was to determine the level of knowledge among foreign university students in the field of Russian culture and paremiology in relation to the concept of ‘salt’. The results of the experiment indicate difficulties in understanding speech utterances containing the lexeme ‘salt’. The methodological scenario of the lesson is aimed at forming the conceptual sphere of the concept ‘salt’ in the linguistic consciousness of university students and at developing their speech skills. Conclusion. The results of this study, methodological recommendations and exercises can be used by practicing teachers in the process of teaching Russian to foreigners, as well as by teachers of national schools of the Russian Federation.

Авторы
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
132-143
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова
russian as a foreign language; linguoculturology; phraseological units; linguistic consciousness; the concept of ‘salt’; русский язык как иностранный; лингвокультурология; фразеологические единицы; языковое сознание; концепт «соль»
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Сереке Т.Э., Братков В.В., Тесфай Тумузги
Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). Сибирский государственный университет геосистем и технологий. Том 29. 2024. С. 69-79