Историю биополитики часто представляют как развитие либеральной фуконианской (или фукольдианской) традиции, не анализируя влияние исторических событий на трансформацию биополитических идей. В фокусе внимания статьи предстанет воздействие конфликтов и макрособытий на разных социокультурных площадках на развитие биополитических идей. Первая линия анализа посвящается развитию фуконианской версии биополитики (от М. Фуко до «демократической биополитики» на Западе) и описывает испытания биополитических идей в версии Дж. Агамбена, связанные с пандемией COVID-19. Во время пандемии Агамбен подвергся обструкции со стороны коллег-философов, поскольку настаивал на необходимости защиты прав личности в условиях государственного биополитического контроля. Уделяется внимание социальным конфликтам и социальному давлению, которые сопутствуют кризисным явлениям и способны повлиять на ученых, вынуждая их отказаться от собственных идей или сохранить верность позиции ценой изоляции и осуждения обществом. Вторая линия анализа посвящена становлению биополитических идей в СССР и в постсоветской России, получивших толчок к развитию в конце XX в. благодаря первым научным биополитическим семинарам на биологическом факультете МГУ. На примере российской биополитики показано, как макрособытия и социокультурный контекст определяют развитие биополитических идей. В заключительной части охарактеризованы задачи, стоящие перед обществами и государствами, которые будут направлять развитие биополитики в ближайшем будущем.
The history of biopolitics is often presented as a development of the liberal Foucauldian tradition, without analysing the impact of historical events on the transformation of biopolitical ideas. This article focuses on the impact of conflicts and macro-events in different socio-cultural arenas on the development of biopolitical ideas. The first line of analysis is devoted to the development of the Foucauldian version of biopolitics (from M. Foucault to "democratic biopolitics" in the West) and describes the trials of biopolitical ideas in J. Agamben's version related to the COVID-19 pandemic. During the pandemic, Agamben was obstructed by fellow philosophers because he insisted on the need to protect individual rights in the context of state biopolitical control. The article pays attention to the social conflicts and social pressures that accompany crises and can influence scientists to abandon the original coordinates of their own ideas or to maintain their position at the cost of isolation and social condemnation. The second line of analysis is devoted to the formation of biopolitical ideas in the USSR and post-Soviet Russia, which received an impetus for development in the late 20th c. thanks to the first scientific biopolitical seminars at the Faculty of Biology of Moscow State University. Using the example of Russian biopolitics, it is shown how macro-events and socio-cultural context determine the development of biopolitical ideas. To conclude, the article characterises the challenges facing societies and states that will guide the development of biopolitics in the near future.