ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ И УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Проблемы эффективности освоения иностранного языка (ИЯ) остаются актуальными для современной лингвистики, педагогики, психологии и смежных наук в связи с большим количеством факторов разного уровня, связанных с процессом и результатом изучения ИЯ. Целью исследования, представленного в данной статье, является анализ соотношения академической мотивации и личностных черт с успешностью изучения ИЯ у старшеклассников медицинского профиля обучения. В исследовании приняли участие 120 учащихся 10-11 классов (60 девушек и 60 юношей) государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы (средний возраст респондентов - 17 лет), изучающих английский язык как иностранный. Для диагностики черт личности применялась русскоязычная краткая версия Пятифакторного опросника в адаптации М.В. Бодунова и С.Д. Бирюкова, академическая мотивация измерялась с помощью опросника «Шкалы академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина. В качестве показателя успешности изучения ИЯ использовались средние баллы оценок школьников учителями ИЯ по пятибалльной шкале. В результате были установлены значимые различия как в выраженности отдельных черт личности и видов академической мотивации, так и в корреляциях изучаемых переменных в выборках юношей и девушек.

The problems of the effectiveness of foreign language (FL) acquisition remain relevant in modern linguistics, pedagogy, psychology and related sciences due to a large number of factors of different levels associated with the process and result of studying FL. The purpose of the study presented in this article is to analyze the associations of academic motivation and personality traits with the success of studying FL in high school students. A total of 120 (50% - females) students of a Moscow comprehensive school took part in the research. All respondents were 10th-11th grade of the medical profile students (Mage = 17 years) studying English as a foreign language. To diagnose personality traits, the Russian short version of the Five Factors Personality questionnaire adapted by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov was used, academic motivation was measured using the Academic Motivation Scales by T.O. Gordeeva et al. The average scores of schoolchildren's assessments by teachers of FL on a five-point scale as an indicator of the success of the study of FL were used. As a result, significant differences were found both in the severity of personality traits and types of academic motivation, and in the correlations of the studied variables in the samples of boys and girls.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Объединенная редакция
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
257-265
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
learning foreign languages; personality traits; five-factor model; academic motivation; изучение иностранных языков; личностные черты; пятифакторная модель; академическая мотивация
Цитировать
Поделиться

Другие записи