XXI век порождает новые общества, государства и сообщества, каждое из которых отстаивает свою неповторимость и отличие от других. Этот феномен не нов, его возраст сопоставим, а может быть и равен возрасту человечества. Наибольшие инструментальные возможности для исследования феномена идентичности предоставляет теория ценностей, в частности, учение баденской школы неокантианства. Процесс передачи базовых ценностей от одного поколения к другому крайне важен для сохранения в социуме идентичности, что проявляется в ощущении ценностной связи с прошлым, которое связывает одни поколения с другими не только историей и культурой, но также этикой и телеологией. Передача ценностей происходит через язык, быт и организацию пространства. Ценности пространства, наряду с этническими, конфессиональными и лингвистическими, предопределяют социальную идентичность, а взаимосвязь и взаимовлияние ценностей выступает идентификационной основой общества. На примерах Франции, Германии и России в статье показано как взаимовлияние ценностей, пространства и языка, так и попытки изменения социального пространства и ценностей путем целенаправленной лингвистической политики: описано воздействие пространственных структур на идентичность социума и эффект обратного влияния - происходящий в силу изменений социального пространства по причине трансформации поля, образованного структурированными позициями акторов. В результате были выявлены различия в ценностных основаниях восприятия пространства у французской, немецкой и российской социологических и геополитических школ. Специальное внимание авторы уделяют аксиологическим особенностям евразийства, ориентированного на традиционные ценности народов России и направленного на установление союзных и партнерских отношений с теми странами евразийского пространства, что отвергают глобализм и радикальный либерализм в пользу многополярности и национальных традиций.
The 21st century has created new societies, states and communities that defend their uniqueness and difference. This phenomenon is not new, its age is comparable and may be equal to the age of humanity. The greatest instrumental opportunities for studying the phenomenon of identity are provided by the theory of values, in particular of the Baden school of neo-Kantianism. The transfer of basic values from one generation to another is extremely important for preserving social identity which is manifested in the feeling of a value connection with the past and other generations not only by history and culture, but also by ethics and teleology. Values are transferred through language, everyday practices and space organization. The values of space, along with ethnic, religious and linguistic ones, predetermine social identity; interrelation and mutual influence of values act as the identification basis of society. Using examples from France, Germany and Russia, the authors show the mutual influence of values, space and language, and the attempts to change social space and values through targeted linguistic policy, describing the impact of spatial structures on social identity and the effect of reverse influence under changes in social space due to the transformation of the field formed by the structured positions of actors. Thus, the article presents differences in the value bases of the space perception in the French, German and Russian sociological and geopolitical schools. The authors pay special attention to the axiological features of Eurasianism as focused on the traditional values of Russia’s peoples and on partnerships with those countries of the Eurasian space that reject globalism and radical liberalism in favor of multipolarity and national traditions.