Возможности метода неоконченных предложений в изучении "культуры отмены"

В последние годы популярность метода неоконченных предложений существенно возросла, и чаще всего данная методика используется для фиксации обыденных интерпретаций понятий с неоднозначными коннотациями (например, патриотизма, героизма и т.д.). В статье предпринята попытка применения метода неоконченных предложений для изучения феномена «культуры отмены», который был включен в научный дискурс относительно недавно. Авторами проанализированы разные подходы к определению и изучению культуры отмены, обозначены возможные последствия данного явления для общества, а также концепции, которые связаны с культурой отмены и могут дать (пусть и частичное) ее объяснение. В статье описана процедура и результаты разведывательного исследования на основе метода неоконченных предложений. В частности, респонденты склонны определять культуру отмены как инструмент воздействия, применяемый обществом в случае недопустимого поведения человека или организации. Респонденты уверены, что никто не застрахован от «отмены», однако порядочные люди меньше рискуют оказаться в числе «отмененных». Вопреки растиражированной СМИ позиции респонденты чаще связывают феномен отмены не с медийными личностями (как наиболее вероятными ее объектами), а с личностным восприятием, соотносят вовлеченность в практики отмены с аморальностью и глупостью, поэтому в целом негативно воспринимают попытки отменить кого-либо, полагая, что культура отмены приводит к эмоциональным и социальным проблемам. Как правило, среде тех, кто заслуживает отмены, опрошенные называют субъектов с ненормативным поведением (преступников, непорядочных людей и т.д.). Пользу культуры отмены респонденты видят в защите общества от деструктивного поведения его членов. Если же «отмена» затронет личные интересы респондентов, то опрошенные намерены использовать следующие тактики: если речь идет об «отмене» респондента, предпочтительно «исправление своих ошибок»; когда отмена затрагивает близкого человека, то респонденты ориентированы на поддержку и помощь; в случае отмены организации, услугами которой пользуются опрошенные, они скорее проявят равнодушие, так как данная ситуация не влияет непосредственно на их личность и самовосприятие.

In recent years, the unfinished sentences technique has become increasingly popular, especially for identifying everyday interpretations of concepts with ambiguous connotations (e.g., patriotism, heroism, etc.). The authors applied the unfinished sentences technique to study the phenomenon of cancel culture, which has been included in the scientific discourse relatively recently. The article presents different approaches to the definition and study of cancel culture, focusing on possible consequences of this phenomenon for society, and some concepts that are associated with cancel culture and can provide (albeit partial) explanation for it. The article describes the procedure and results of the exploratory study conducted by the authors and based on the unfinished sentences technique. Thus, respondents tend to define cancel culture as a means of influence used by society in case of unacceptable behavior. Respondents believe that no one is safe from “cancellation”, but decent people are less likely to be among the “cancelled”. Contrary to the media position, respondents more often associate cancellation not with media personalities (as its most likely objects) but with everyday immorality and stupidity; therefore, in general, attempts to cancel someone are perceived negatively based on the belief that cancel culture leads to emotional and social problems. As a rule, respondents consider actors with abnormal behavior (criminals, dishonest people, etc.) as deserving cancellation, thus, considering cancel culture as a means of protecting society from the destructive behavior of its members. If “cancellation” affects their personal interests, respondents would use the following tactics: in case of their “cancelling” respondents would prefer to correct their mistakes; if their loved ones are cancelled, respondents would focus on support and assistance; if the organization whose services respondents use is cancelled, they would rather be indifferent, since this situation does not directly affect their personality or self-perception.

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
660-683
Статус
Опубликовано
Том
24
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
unfinished sentences technique; cancel culture; resentment; risk society; spiral of silence; метод неоконченных предложений; культура отмены; ресентимент; общество риска; «спираль молчания»
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г., Павлова У.О.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 24. 2024. С. 747-763