Текст поднимает важные вопросы о современном состоянии системы разделения властей, особенно в контексте политических режимов, которые основываются на конституции или общественном договоре. Автор проводит критику «классической» модели разделения властей, указывая на ее недостаточную актуальность в современном мире, где политические и социальные реалии значительно изменились по сравнению с эпохой, когда эта система создавалась. Авторы подчеркивает, что классическая система разделения властей, разработанная в XVIII-XIX веках, не отвечает современным требованиям. В частности, при переходе от феодализма к капитализму эта система служила важным инструментом для стабилизации власти, но сейчас она сталкивается с новыми вызовами. В статье отмечается, что демократия как политический режим и как научная категория вступает в противоречие. Основная критика связана с тем, что демократия часто сводится к электоральным процедурам, которые могут быть использованы и в авторитарных и тоталитарных режимах. Проблема заключается в том, что общественное участие ограничено выборами, и нет эффективных механизмов для контроля над элитами (например, императивный мандат или отзыв депутата). Автор выражает сомнение в том, что можно назвать США «президентской республикой», так как реальная власть концентрируется в руках Конгресса, а президент, несмотря на свои полномочия, является слабым звеном в структуре публичной власти.
The text raises important questions about the current state of the system of separation of powers, especially in the context of political regimes based on a constitution or a social contract. The author criticizes the «classical» model of separation of powers, pointing out its insufficient relevance in the modern world, where political and social realities have changed significantly compared to the era when this system was created. The separation of powers, developed in the XVIII-XIX centuries, does not meet modern requirements. In particular, during the transition from feudalism to capitalism, this system served as an essential tool for stabilizing power, but now it faces new challenges. The article notes that democracy as a political regime and scientific category come into conflict. The main criticism is related to the fact that democracy is often reduced to electoral procedures that can be used in authoritarian and totalitarian regimes. The problem is that public participation is limited to elections, and there are no effective mechanisms to control the elites (for example, an imperative mandate or the recall of an M.P). The author doubts that the United States can be called a «presidential republic», since real power is concentrated in the hands of Congress, and the president, despite his powers, is a weak link in the structure of public power.