Творческие задачи человечества в аспекте эсхатологических представлений Н. А. Бердяева и В. В. Зеньковского

В статье анализируются взгляды Н. А. Бердяева и В. В. Зеньковского на смысл творчества и значение человеческой деятельности в эсхатологической перспективе. Сопоставление точек зрения мыслителей на «конец истории» и творческие задачи человечества приводит авторов к выводу о том, что философы, одинаково утверждая необходимость динамического понимания «эсхатона», вместе с тем являлись сторонниками двух различных «проектов» будущего, издавна свойственных религиозному сознанию: гностико-манихейского, предполагающего «дематериализацию» мира, и собственно христианского, основанного на представлениях о его «рематериализации». Констатируется, что обе философские позиции, несмотря на существенные различия между ними, сходятся в утверждении кризиса современной культуры, однако если Н. А. Бердяев видит его причину в подчинении духовного творчества человека объективированным им же продуктам культурной деятельности, то В. В. Зеньковский - в отрыве секуляризирующейся культуры от своего христианского основания

The article analyzes the views of Nikolai A. Berdyaev and Vasily V. Zenkovsky on the meaning of creativity and the significance of human activity in the eschatological perspective. The comparison of the thinkers’ views on the “end of history” and the creative tasks of mankind leads the authors to the following conclusion. The philosophers alike argued for the need for a dynamic understanding of the “eschaton”. At the same time, they were supporters of two different “projects” of the future that had long been characteristic of religious consciousness: the Gnostic-Manichean one, which implies the “dematerialization” of the world, and the Christian one, based on ideas of the “rematerialization” of the world. It is claimed that both philosophical positions, despite significant differences between them, converge in the assertion of the crisis of modern culture. However, while Berdyaev sees the cause of this crisis in the subordination of a person’s spiritual creativity to the products of the cultural activity, which is objectified, Zenkovsky sees it in the separation of a secularizing culture from its Christian foundatio

Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
134-145
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
Nikolai A. Berdyaev; Vasily V. Zenkovsky; historiosophy; creativity; eschatology; culture; “end of history”; objectification; “spiritual revolution”; Н. А. Бердяев; В. В. Зеньковский; историософия; творчество; эсхатология; культура; «конец истории»; объективация; «духовная революция»
Цитировать
Поделиться

Другие записи