Образовательные межрегиональные миграции в России в 2017-2019 гг.: гендерные и пространственные аспекты

В статье рассматриваются гендерные и пространственные аспекты межрегиональных образовательных миграций в России за период 2017-2019 годов. Особое внимание уделяется возрастным категориям 15-16 и 17-18 лет. Исследование выявляет тенденции привлекательности регионов для образовательных мигрантов, а также гендерные различия в выборе образовательного пути и последующей трудовой миграции. Результаты исследования показывают, что многие российские регионы, включая центральную Россию, Ростовскую и Свердловскую области, а также Красноярский и Хабаровский края, привлекательны для образовательной миграции. В то же время, Республика Татарстан и Приморский край несмотря на значительные инвестиции в образовательную инфраструктуру, оказались менее привлекательными. Гендерный анализ выявил, что женская образовательная миграция тяготеет к крупнейшим агломерациям и западным регионам, в то время как мужская миграция часто связана с военным образованием и службой. Отдельно отмечена ситуация в Республике Тыва, которая представляет собой уникальный кейс в контексте изучаемой тематики. В отличие от других регионов, где женская образовательная миграция часто является маловозвратной, в Туве наблюдается значительный возврат женщин в возрастной группе 19-25 лет. В статье предложен ряд рекомендаций для выравнивания гендерных дисбалансов, включая более равномерное распределение ресурсной ренты и инвестиции в диверсификацию экономики страны и регионов.

The article explores the gender and spatial aspects of interregional educational migration in Russia between 2017 and 2019, with a particular focus on young people aged 15-16 and 17-18. The study uncovers trends in the appeal of different regions for educational migrants and identifies gender differences in the choice of educational pathway and subsequent labor mobility. The results of the study indicate that many Russian regions, including central Russia, the Rostov and Sverdlovsk regions, the Krasnoyarsk Krai and the Khabarovsk Krai, are attractive for educational migration. However, the Republic of Tatarstan and Primorsky Krai, despite significant investment in educational infrastructure, were found to be less so. Gender analysis showed that women's educational migration tended to focus on the largest agglomerations and western regions, while men's migration was often linked to military education and service. The situation in the Republic of Tuva stands out as a unique case within the context of this study. Unlike in other regions, where female educational migration often has a low return, in Tuva, there is a significant return of young women aged 19-25. The article proposes several recommendations to address gender imbalances, such as a more equal distribution of resource revenues and investments in economic diversification at the national and regional levels.

Авторы
Безвербный В.А.1 , Микрюков Н.Ю.1 , Ситковский А.М. 2
Издательство
Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
226-239
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
gender studies; regional demography; interregional migration; youth migration; educational migration; spatial development; russia; region of Russia; Republic of Tuva; гендерные исследования; региональная демография; межрегиональная миграция; миграция молодежи; образовательная миграция; пространственное развитие; россия; регион России; республика Тыва
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Самойлова М.В., Воропаева Е.А., Затевалов А.М., Косырева Т.Ф., Жиленкова О.Г., Тутуров Н.С., Гришаева К.А., Мамасаидова З.Р., Климоская В.А., Виргинская О.В., Геворкян А.А.
Эпидемиология и инфекционные болезни. Том 29. 2024. С. 170-176