АКСИОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ И КОНСТРУКЦИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рассматриваются грамматические формы и грамматические конструкции русского языка в аспекте реализации их аксиогенного потенциала. Материалом исследования послужили визуальные публичные тексты, транслирующие ценностные установки такой образовательной организации, как университет. В ходе анализа текстов аксиологической направленности были выявлены грамматические формы, эксплицирующие корпоративные ценности: ценность единства актуализируется личными формами глагола, личным местоимением первого лица множественного числа «мы»; ценность знаний - категорией числа существительного, временными и залоговыми формами глагола; ценность созидания/активной позиции - формами повелительного наклонения глагола; ценность личности - формами повелительного наклонения единственного числа и притяжательным местоимением «твой». Также отмечен аксиогенный потенциал грамматической конструкции N1 + N2. Авторам представляется, что для комплексного описания аксиогенного потенциала русской грамматики необходимо исследовать грамматические ресурсы в их взаимодействии с ресурсами словообразования, лексики, а также невербальными средствами выражения ценностных смыслов.

The article deals with grammatical forms and grammatical constructions of the Russian language in the aspect of realization of their axiogenic potential. The visual public texts that convey the values of such an educational organization as a university are the material of the study. In the course of the analysis of the texts of axiological orientation the grammatical forms expressing corporate values were revealed: the value of unity is actualized by personal forms of verb, personal pronoun of the first person plural “we”; the value of knowledge - by the noun number category, temporal and voice forms of verb; the value of creation/active position - by forms of the imperative mood of verb; the value of personality - by forms of the imperative mood of the singular and possessive pronoun “yours”. The axiogenic potential of the grammatical construction N1 + N2 is also noted. The authors believe that for a comprehensive description of the axiogenic potential of Russian grammar it is necessary to study grammatical resources in their interaction with the resources of word formation, lexicon, and non-verbal means of expressing value meanings.

Сборник материалов конференции
Язык
Русский
Страницы
312-317
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова
грамматические формы; грамматические конструкции; аксиология; аксиогенный потенциал; коммуникативное пространство университета; grammatical forms; grammatical constructions; axiology; axiogenic potential; communicative space of the university
Цитировать
Поделиться

Другие записи