Цель исследования заключается в описании дидактического потенциала применения новых мобильных и интернет-технологий при обучении аспекту «домашнее чтение» для формирования лексико-грамматической и лингвокультурной компетенции студентов неязыковых специальностей при обучении первому и второму иностранному языку на примере использования приложения StoryGraph. В статье рассматриваются возможности применения новых мобильных и интернет-технологий для контроля автономной работы студентов в рамках применения метода чтения аутентичной или учебной иноязычной литературы в формате самостоятельной работы. В рамках данного исследования авторами было проведено сравнение эффективности использования различных подходов и технологий (традиционного с постконтролем прочитанного в формате классической или электронной книги и нового - с применением мобильных или интернет-приложений для онлайн-контроля освоения студентами текстового материала с включением аудиторного постконтроля) в обучении французскому языку (аспект «домашнее чтение») с применением различных методов контроля (метод контрольных упражнений, метод устного контроля освоения текстового материала, метод сочинений и проектов по прочитанному материалу, метод направленной дискуссии, метод итогового контроля - для всех групп студентов, метод количественного контроля показателей техники чтения - для студентов экспериментальной группы с применением дистанционных технологий). Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые разработана и апробирована методика применения современных мобильных и интернет-технологий для реализации аспекта домашнего чтения на иностранном языке и различных форм контроля освоения прочитанного (традиционных - в формате текущего и итогового контроля в аудиторном устном и письменном форматах и новаторских - в формате непрерывного количественного контроля показателей студентов посредством сбора статистики чтения мобильных и онлайн-приложений) на основе анализа работы с франкоязычными аутентичными и учебными текстами. В результате исследования установлено, что новые мобильные и интернет-приложения могут автоматизировать процесс контроля освоения материала обучающимися, а также создать новую мотивационную систему, основанную на интерактивизации и геймификации процесса освоения аспекта «домашнее чтение». Отметим, что модификация процесса освоения аспекта домашнего чтения позволяет увеличить автономность изучения обучающимися иноязычных текстов, а также развить их лексико-грамматическую и лингвокультурную компетенцию посредством самостоятельной работы с такими текстами.
The study aims to describe the didactic potential of using new mobile and internet technologies in teaching the aspect of home reading to develop lexical-grammatical and linguocultural competences among students in non-language training programs learning the first and second foreign language. The paper uses the example of the StoryGraph app. The authors examine the possibilities of applying new mobile and internet technologies for controlling student autonomous work while using the method of reading authentic or educational foreign language literature in the format of independent work. The authors compared the effectiveness of using different approaches and technologies in teaching French (the home reading aspect) involving various control methods. The traditional approach includes post-control of the material read in the format of a classic or electronic book, while the new approach means using mobile or internet applications for online control of text material assimilation with classroom post-control. Control methods chosen were the following: control exercises, oral control of text material assimilation, essays and projects on the material read, directed discussion, final control for all groups of students, quantitative control of reading technique indicators for students in the experimental group using distance technologies. The study is novel in that it is the first to develop and test a methodology for applying modern mobile and internet technologies while implementing the aspect of foreign language home reading and various forms of control of text material assimilation (traditional ones involving current and final control in classroom oral and written formats and innovative ones involving continuous quantitative control of student indicators through the collection of reading statistics from mobile and online applications) based on the analysis of work with French-language authentic and educational texts. As a result, the study has found that new mobile and internet applications can automate the process of controlling students' assimilation of the material, as well as create a new motivational system based on interactivity and gamification in the process of mastering the aspect of home reading. It should be noted that the modification of the home reading aspect allows increasing learner autonomy while studying foreign language texts, as well as developing lexical-grammatical and linguocultural competences through independent work with such texts.