В статье анализируется проблема создания в конце XIX в. военно-морского порта на Кольском полуострове как часть военной доктрины Российской Империи. Авторы реконструируют предпосылки, которые привели к возникновению военно-морского порта на Кольском полуострове, его военно-стратегическое значение, рассматривают природно-географические и экономические преимущества региона с точки зрения складывания транспортно-логистических путей сообщения с европейскими государствами. Отмечается, что данное направление стало рассматриваться в рамках военной стратегии России лишь после Крымской войны 1853-1856 гг., что было обусловлено военными действия на Белом море. Именно вторая половина XIX в. - это время, когда северное и, в частности, арктическое направление, впервые находят свое отражение во внешнеполитической и военной стратегии России, а также постепенно находят свое отражение и в общественной мысли. Благодаря научным исследованиям региона Россия активно осваивает данные территории, которые, как показала история, имели важное значение для укрепления безопасности страны.
This article raises the question of the creation of a naval port on the Kola Peninsula at the end of the 19th century. The authors in their article cite quite a few important facts proving the need to create a naval port on the Kola Peninsula, citing as an example not only its profitability from a military-strategic point of view, but also reasoning affecting natural-geographical, economic advantages with the possibility of creating transport -logistics routes of communication with European countries. Using the example of attacks in 1809 and 1854 by England and the Anglo-French, the authors come to the conclusion that with the existence and development of a naval port in the North of Russia, the outcome of the tragic events that occurred would have been minimal or not at all. But at the same time, the article notes that only after the Crimean War, the first ideas for developing the North from a military-strategic point of view appeared.