"Европеизм" между политикой и культурой:исторические смыслы и современные трансформации(материалы "круглого стола")

Журнал «Вопросы философии» неоднократно обращался к разным аспектам философии культуры. В частности, обсуждались проблемы взаимодействия России, Запада и Востока, единства мира и многообразия культур, мультикультурализма и диалога культур, роль философа в культуре и перспективы развития российской культуры. Особое значение уделялось осмыслению культурологии как научной и образовательной дисциплины. В апреле 2024 г. мы снова обратились к философии культуры в контексте проблемы «европеизма» и обсудили исторические смыслы и современные трансформации этого культурно-исторического феномена. Для обсуждения были предложены следующие вопросы. Что составляет «суть» европейской культуры? Имеет ли «европеизм» обязательную историческую и географическую привязку? Почему методологическая концепция «презентизм - антикваризм» приобретает сегодня важнейшее значение именно для исследований в области философии культуры? Является ли античность истоком только европейской культуры или она является истоком Большой культуры? Возможна ли сегодня «европеизация Земли?» (Шпенглер, Гуссерль, Хайдеггер)? Кто сегодня подлинные наследники античности? Существуют ли отличия греческой и римской культур? И какой из типов унаследовала Европа к сегодняшнему дню и в какой мере? Менялось ли восприятие «европеизма» в отечественной и мировой философии XIX-XXI вв.? Роль Гегеля в мифологизации «Европы». Является ли «европеизм» политическим мифом XXI в.? Как вы оцениваете попытки философских сопоставлений кризиса европейской культуры 1920-х и 2020-х гг.? Исчерпывает ли «европеизм» европейскую культуру? И какую философскую или культурологическую проблему мы хотим за этим увидеть? Важнейшей темой обсуждения стала трактовка европеизма как символического конструкта, связанного с оценкой перспектив развития культурного будущего России, Европы, Человечества.

The journal “Voprosy Filosofii” has repeatedly addressed various aspects of the philosophy of culture. In particular, issues of the interaction between Russia, the West, and the East, the unity of the world and the diversity of cultures, multiculturalism and the dialogue of cultures, the role of the philosopher in culture, and the prospects for the development of Russian culture have been discussed. Special importance has been given to the understanding of cultural studies as a scientific and educational discipline. In April 2024, we once again turned to the philosophy of culture in the context of the problem of “Europeanism” and discussed the historical meanings and contemporary transformations of this cultural-historical phenomenon. The following questions were proposed for discussion. What constitutes the “essence” of European culture? Does “Europeanism” have an obligatory historical and geographical attachment? Why does the methodological concept of “presentism-antiquarianism” gain crucial importance today, particularly for research in the field of the philosophy of culture? Is antiquity the origin only of European culture, or is it the origin of the Great Culture? Is “Europeanization of the Earth” possible today? (Spengler, Husserl, Heidegger). Who are the true heirs of antiquity today? Are there differences between Greek and Roman cultures? Which type has Europe inherited today, and to what extent? Has the perception of “Europeanism” changed in Russian and world philosophy of the 19th-21st centuries? The role of Hegel in the mythologization of “Europe.” Is “Europeanism” a political myth of the 21st century? How do you evaluate the attempts at philosophical comparisons of the crisis of European culture in the 1920s and the 2020s? Does “Europeanism” exhaust European culture? And what philosophical or cultural problem do we want to see behind this? The crucial topic of discussion was the interpretation of Europeanism as a symbolic construct, connected with the assessment of the prospects for the development of the cultural future of Russia, Europe, and Humanity.

Авторы
Пружинин Б.И. 1 , Кантор В.К.2 , Касавина Н.А.1 , Киященко Л.П.1 , Козырев А.П. 3 , Коначева С.А.4 , Межуев Б.В.3 , Михайлов И.А. 1 , Мочалова И.Н.5 , Порус В.Н.2 , Псху Р.В. 6 , Розин В.М.1 , Серебряный С.Д.4 , Чжан Байчунь7 , Чумаков А.Н.3 , Щедрина Т.Г.1, 8
Издательство
Izdatel'stvo Nauka
Номер выпуска
9
Язык
Русский
Страницы
24-77
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Институт философии РАН
  • 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • 3 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • 4 Российский государственный гуманитарный университет
  • 5 Санкт-Петербургский государственный университет
  • 6 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
  • 7 Пекинский педагогический университет
  • 8 Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ)
Ключевые слова
europeanism; european culture; ancient culture; philosophy of culture; history of Russian philosophy; европеизм; европейская культура; античная культура; философия культуры; история русской философии
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Островская А.А., Чурсин Р.А.
Креативная экономика. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Креативная экономика. Том 18. 2024. С. 1871-1892