В статье представлены результаты исследования сущности и значения искусственного интеллекта в решении вопроса повышения качества системы управления персоналом организации. Актуальность исследования обусловлена вызовами цифрового общества, современными социокультурными контекстами, предполагающие развитие цифровой экономики России. Цифровые технологии с искусственным интеллектом применяются в процессе обучения и повышения квалификации сотрудников, в управлении трудозатратами и повышении производительности труда, в электронном документообороте, при проведении мониторинга эмоционального состояния сотрудников и многом другом. Одной из перспективных задач является встраивание искусственного интеллекта в системы поддержки принятия решения в системе управления персоналом, для снижения сроков реагирования оперативного персонала и снижения влияния человеческого фактора на производительность и качество труда. Автор описывает результаты опроса сотрудников и управленческих кадров 36 предприятий по выявлению препятствий и барьеров в использовании искусственного интеллекта, а также по определению используемых в организациях методов искусственного интеллекта, которые могут повысить качество системы управления персоналом организации. В статье обозначены потенциальные возможности использования искусственного интеллекта при реализации существующих HR-функций. Проведен анализ опыта внедрения искусственного интеллекта в организациях с целью повышения эффективности системы управления персоналом. Автор дает характеристику основным методам искусственного интеллекта, выбор которых определяется с учетом особенностей системы управления персоналом организации, а также подходов к формированию систем управления персоналом.
The article presents research into the essence and importance of artificial intelligence in solving the issue of improving the quality of an organization's personnel management system. The relevance of the study is determined by the challenges of the digital society, modern sociocultural contexts, which involve the development of the digital economy of Russia. Digital technologies with artificial intelligence are used in the process of training and advanced training of employees, in managing labor costs and increasing labor productivity, in electronic document management, when monitoring the emotional state of employees and much more. One of the promising tasks is the integration of artificial intelligence into decision support systems in the personnel management system, to reduce the response time of operational personnel and reduce the influence of the human factor on productivity and quality of work. The author describes the results of a survey of employees and administration of 36 enterprises to identify obstacles and barriers to the use of artificial intelligence, as well as to identify artificial intelligence methods used in organizations that can improve the quality of the organization's personnel management system. The article outlines the potential possibilities of using artificial intelligence in the implementation of existing HR functions. As part of the dissertation research, an analysis of the experience of introducing artificial intelligence in organizations was carried out in order to increase the efficiency of the personnel management system. The author characterizes the main methods of artificial intelligence, the choice of which is determined taking into account the characteristics of the organization's personnel management system, as well as approaches to the formation of personnel management systems.